• Сообщается от Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал (смысл): «Тот, в сердце которого нет ничего из Корана, подобен разрушенному дому!». Хадис передал ат-Тирмизи 2913.

Истоки салафизма и ваххабизма

Все божьи религии единогласны также в том, что откровения ниспосланы от Бога, который является истоком всех знаний. Но на протяжении истории мы наблюдаем, как такие факторы, как неправильное понимание или истолкование той или иной религии, общественные условия, алчность и корыстолюбие создают для некоторых людей неправильное представление о религии. Расхождение в идеях постепенно учащаются и, в конечном счете, разъединяют приверженцев божьих религий. Во всяком случае, разные толки и секты, как те, которые проистекают из ошибок человеческого сознания или личного и группового корыстолюбия, так и те, которые являются политическими заговорами, являются неопровержимыми фактами, угрожающими единству в основе религий. Многочисленные толки, которые основаны порой на неуместном фанатизме, сеют семена раздора в божьей религии, которая ниспослано именно ради объединения человечества. В серии передач под заголовком “Ваххабизм в зеркале истины” мы ознакомим Вас с одним из таких толков, т.е. ваххабизмом. Оставайтесь с нами.

Фактор формирования ваххабизма, как и некоторых других сект, имеет корни в идеологических основах его основателя. Поскольку главная идеология ваххабизма вытекает из идей Ибн Теймии, ощущается необходимость анализа идеологических основ и взгляда Ибн Теймии об исламе.

В 7-ом столетии, а точнее в 661 году лунной хиджры Такиаддин Ахмед Ибн Абдулхалим, известный больше как Ибн Теймия, родился в городе Харран (или Карры). В то время этот город был одним из центров агитации толка Ханбали. Харран, от которого сегодня остались только развалины на юге Турции, в прошлые времена представлял из себя величественный город с блестящей культурой. Ибн Теймия получил воспитание в семье, которая на протяжении больше века была знаменосцем толка или мазхаба Ханбали и написала религиозные произведения. Отец Ибн Теймии был известным религиозным знатоком в Харране и прославился как “Шейх-аль-Балад”. Жители Харрана знали его как оратора и преподавателя исламских наук. С другой стороны, времена монгольского нашествия на исламские земли пришлись на период жизни Ибн Теймии. В то время беспощадные монголы занимались захватом исламских земель и с каждым днем расширяли пределы своего государства, были разграблены или уничтожены ценные исламские произведения и книги мусульманских мыслителей.

Известный арабский историк Ибн Касир пишет: “В 667 году лунной хиджры, т.е. в 1269 году по григорианскому календарю, когда Ибн Теймии было 6 лет, монголы усилили давление на жителей города Харран, вплоть до того, что у них не оставалось иного выхода, и многие из них вынужденно покинули родной город. Ибн Теймия также вместе с семьей отправился в Дамаск”.

В Дамаске отец Ибн Теймии стал главой Дар-аль-Хадиса (Училища хадисов или пророческих преданий), где одновременно он продолжил преподавательскую работу.

Молодость Ибн Теймия провел в Дамаске. Такие науки, как фикх, хадисоведение, методологию, философию и толкование Корана, он изучал у отца и других дамасских ученых ханбалитского толка, вплоть до того, что снискал самую высшую степень и звания муджтахида, что предоставило ему право издавать фетвы и преподавать религиозные науки. После смерти отца в Дамаске он занял его место в преподавании и толковании Корана. Ибн Теймия начал также изучать другие толки и религии. В процессе учебы он издавал фетвы, которые не соответствовали фетвам четырех суннитских толков, а также шиитским учения. Он подвергал критике некоторые распространенные традиции и убеждения мусульман, считая некоторые из них основой вероотступничества. По сути полная приключений жизнь Ибн Теймии началась с того времени, когда он начал выражать парадоксальные точки зрения и ставить под вопрос некоторые незыблемые принципы исламского учения. До 698 года никто ничего не слышал об идеях Ибн Теймии, но с того времени постепенно начало распространяться его радикальное мышление. Например, в этом же году он написал книгу против толка ашари, которая стала сенсацией в Дамаске.

Ибн Теймия считал себя приверженцев салафитского толка. Салафизм означает “подражание предшественникам”, консерватизм или безоговорочное подчинение первобытной форме. Салафиты – это радикальная секта, которая представляла себя подчиняющейся напрямую Пророку ислама (ДБАР), его соратникам и табеинам. Табеины – это люди, которые раз или несколько раз встречались или общались с соратниками Пророка. Салафиты считали, что все исламские догмы должны соблюдаться точно так, как это было при жизни соратников или табеинов, что исламские догмы следует заимствовать только из писания и традиции Пророка, и улемы не имеют права аргументировать чем либо, кроме Корана. В салафитской идеологии разумные и логичные анализы не имели никакого значения и для аргументации были достаточны только текст Корана и знакомые им хадисы. Их образ мышления был основан только на абсолютном фанатизме вплоть до того, что они оставляли себе право грубо относиться со своими противниками. Под предлогом возвращения к первоначальному исламу, Ибн Теймие выдвинул идеи, которые ставили под вопрос многие убеждения и действия мусульман. По его определению многие приверженцы ислама не считались уже мусульманами.

Своеобразные идеи и мысли Ибн Теймии вызвали волну протестов, тем более, когда он затрагивал божьи атрибуты. Он считал, что у Бога есть тело. Он восседает на небесах. Ибн Теймия оказался первым мусульманином, который считал Бога материальным существом. Этому вопросу он посвятил несколько трактатов. Он запретил также паломничество к гробнице Пророка (ДБАР), считая это идолопоклонством. Он осуждал также прощение помощи у правоверных религиозных руководителей – имамов, полагая, что нельзя просить помощи ни у кого другого, кроме Бога. Ибн Теймия выступал против реставрации и восстановления гробниц пророков и правоверных, а также против постройки мечетей рядом с этими священными могилами. Улемы разных исламских толков категорически восстали против столь радикального мышления. Они не могли смириться с позицией человека, который считает Бога материальным существом и приписывает ему людские атрибуты. Ссылаясь на содержание Корана, который представляет Аллаха превыше материи и человеческого понимания, мусульманские улемы написали книги против идей Ибн Теймии. Они призвали также исламские суды категорически осудить его демагогические мышления. Однако Ибн Теймия продолжал настаивать на своем, называя своих противников вероотступниками. Порой в своих произведениях даже оскорблял их недостойными выражениями.

История свидетельствуеть, что в 703 году лунной хиджры, когда Ибн Теймие прочел книгу “Фусус аль-Хикам” арабского мистика Мухиаддина Араби, увидел в ней противоположные своим идеям мысли. Он написал книгу под названием “Аль-Нусус Ал-ал Фусус”, в которой отрицал содержание книги Араби, обругал его и его приверженцев. Таким образом, с каждым днем расхождение во мнениях все обострялось. Ибн Теймия своими своеобразными идеями, противоречащими распространенному мышлению мусульман, все время провоцировал напряженность в мусульманском общественности. В итоге в 705 году он был осужден в суде Сирии и изгнан в Египет. В 707 году он вышел из тюрьмы и через несколько лет вернулся в Сирию, где снова стал агитировать своим мысли и идеи. В 721 году он еще раз был приговорен к тюремному заключению и, наконец, 20 зикаады 728 года по лунной хиджры, он скончался в дамасской крепости-тюрьме.
Взгляды Ибн Теймии на исламские вопросы не принесли никакой пользы, кроме разобщения мусульман и отрицания многих исламских традиций и убеждений, однако аргументированные ответы исламских ученых на его взгляды через некоторое время приостановили распространение его уклонистских идей

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Возможность комментирования заблокирована.