• Сообщается от Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал (смысл): «Тот, в сердце которого нет ничего из Корана, подобен разрушенному дому!». Хадис передал ат-Тирмизи 2913.

ИСТОРИЯ ВИЗАНТИЙЦЕВ И МУСУЛЬМАН

Взятие Византии арабамиВизантия была второй огромной империей, граничившей с землями арабов. Она находилась к северу от них. Посланник Аллаhа ﷺ направил византийскому императору Ираклию1 послание с призывом принять ислам2. Когда к нему было доставлено послание Пророка ﷺ он велел позвать к себе арабов, которые в то время находились в его царстве — а там были Абу Суфян с группой курайшитов, которые совершали путешествие в Шам по торговым делам. Ираклий расспросил их о Пророке ﷺ. При этом он спрашивал у Абу Суфяна, а остальным велел сообщить о том, что он лжет, если он солжет. Они же стояли молча, выражая свое согласие с тем, что он говорил.

Вот диалог, состоявшийся между ним и Ираклием. Его передаёт сам Абу Суфян:

«Затем Ираклий задал мне о нем первый вопрос: “Каково его происхождение и место среди вас?” Я ответил: “Он благородного происхождения”. Он спросил: “Заявлял ли кто-нибудь из вас нечто подобное раньше?” Я ответил: “Нет”. Он спросил: “Был ли кто-нибудь из его предков правителем?” Я ответил: “Нет”. Он спросил: “А кто следует за ним, знатные люди или простые?” Я ответил: “Скорее простые”. Он спросил: “Число их увеличивается или уменьшается?” Я ответил: “Увеличивается”. Он спросил: “А отступает ли кто-нибудь из принявших его религию из-за привязанности к своей прежней религии?” Я ответил: “Нет”. Он спросил: “Приходилось ли вам обвинять его во лжи до того, как он начал говорить об этом?” Я ответил: “Нет”. Он спросил: “Не свойственно ли ему вероломство?” Я ответил: “Нет, но у нас с ним сейчас перемирие, и мы не знаем, что он будет делать”, и больше ничего не смог добавить к сказанному. Он спросил: “Приходилось ли вам сражаться с ним?” Я ответил: “Да”. Он спросил: “И чем же заканчивались ваши сражения?” Я ответил: “Война между нами шла с переменным успехом: он побеждал нас, и мы побеждали его”. Он спросил: “Что он велит вам делать?” Я ответил: “Он говорит: «Поклоняйтесь одному лишь Аллаhу, не поклоняйтесь больше никому наряду с Ним и отрекитесь от того, что говорили ваши предки», и еще он велит нам молиться, говорить правду, быть добродетельными и поддерживать связи с родственниками”. Тогда он велел толмачу сказать мне: “Я спросил тебя о его происхождении, и ты ответил, что он принадлежит к знатному роду, но и все прежние посланники принадлежали к знатным родам своих народов. И я спросил тебя, не говорил ли кто-нибудь из вас подобного до него, ты же ответил, что нет, и я подумал, что если бы кто-нибудь уже заявлял об этом до него, то я решил бы, что этот человек просто повторяет сказанное до него кем-то. Еще я спросил тебя, был ли кто-нибудь из его предков правителем. Ты ответил, что нет, и я подумал, что если бы он являлся потомком владык, то я решил бы, что этот человек стремится вернуть себе свои родовые владения. Еще я спросил тебя, не приходилось ли вам обвинять его во лжи, прежде чем он стал говорить то, что говорит, а ты ответил, что нет, и мне стало ясно, что если он не клеветал на людей, то не станет возводить ложь и на Аллаhа. Еще я спросил тебя, знатные люди последовали за ним или простые, и ты сказал, что простые, но именно они и становятся последователями посланников. Еще я спросил тебя, увеличивается их число или уменьшается, и ты сказал, что увеличивается, но именно таким и должно быть положение веры, пока оно не достигнет совершенства. Еще я спросил тебя, отступается ли от его религии кто-нибудь из принявших её из-за привязанности к своей прежней религии, и ты ответил, что нет, но так и бывает, когда истинная вера проникает в сердца. Еще я спросил тебя, не свойственно ли ему вероломство, и ты ответил, что нет, но посланники никогда и не поступают вероломно. Еще я спросил тебя о том, что он велит вам делать, и ты ответил, что он велит вам поклоняться Аллаhу и не поклоняться никому больше наряду с Ним, и запрещает вам поклоняться идолам, и велит вам молиться, говорить правду и быть добродетельными, и если ты говоришь правду, это значит, что он обязательно овладеет тем, что ныне принадлежит мне. Я знал, что он должен появиться, но не предполагал, что он окажется одним из вас. Если бы я был уверен, что сумею добраться до него, то обязательно постарался бы встретиться с ним, а если бы встретился, то непременно омыл бы ему ноги!”».

А потом он потребовал подать себе послание Посланника Аллаhа ﷺ, с которым Дихйа был направлен к наместнику Буеры, и тот подал его Ираклию, который прочитал там следующее: «С Именем Аллаhа Милостивого, Милосердного! От Мухаммада, раба Аллаhа и Его Посланника, Ираклию, владыке Византии. Мир тому, кто следует правильным путем. А затем: поистине, я призываю тебя к исламу! Прими ислам, и ты спасешься, а Аллаh удвоит твою награду; если же ты откажешься, тогда на тебя будет возложено бремя греха твоих подданных! “Скажи: [О обладатели Писания! Давайте признаем слово, одинаковое для нас и для вас, что не должны мы поклоняться никому, кроме Аллаhа, и не должны мы придавать Ему сотоварищей, и что никто из нас не будет считать другого Господом наряду с Аллаhом]. А если они откажутся, то скажите: “Засвидетельствуйте, что мы — предавшиеся”».

Абу Суфйан сказал: «Когда Ираклий закончил читать это послание, сказав то, что сказал, в его собрании стало шумно и поднялся крик, а нас вывели оттуда, после чего я сказал своим товарищам: “Ибн Абу Кабша стал столь важным человеком, что его боится даже владыка бану аль-асфар!” С тех пор я был уверен, что он одержит верх, а в конечном итоге Аллаh привел меня к исламу».

Передатчик этого хадиса сказал: «Ибн ан-Натур был наместником Илийи, а Ираклий являлся епископом христиан Шама. Ибн ан-Натур сообщает, что однажды, прибыв в Илийу, Ираклий проснулся утром в столь дурном расположении духа, что некоторые из его приближенных даже сказали ему: “Нам не нравится твой вид!”».

Ибн ан-Натур сказал: «Ираклий же был прорицателем и астрологом и сказал им в ответ на их вопросы: “Наблюдая за звёздами этой ночью, я увидел, что владыка совершающих обрезание одержал победу… Кто из людей делает обрезание?” Ему ответили: “Никто, кроме иудеев, но они не должны беспокоить тебя. Направь послания в разные города твоего царства, чтобы там перебили всех иудеев!”. Между тем к Ираклию привели человека, которого послал к нему правитель из числа гассанидов, чтобы передать с ним известия о Посланнике Аллаhа ﷺ. Расспросив гонца, Ираклий велел: “Пойдите и проверьте, обрезан он или нет”. Они осмотрели гонца и доложили Ираклию, что тот обрезан, и тогда Ираклий стал расспрашивать его об арабах. Гонец сказал: “Они делают обрезание”. Ираклий сказал: “Теперь выяснилось, что владычество будет принадлежать им!”. А затем Ираклий написал письмо своему другу, который обладал такими же познаниями, как и он сам, после чего отправился в Хомс и не покидал этого города до тех пор, пока не получил от своего друга ответное послание, в котором тот писал, что разделяет мнение Ираклия о появлении пророка и о том, что Мухаммад действительно является пророком. После этого Ираклий призвал знатных людей Византии явиться в его дворец в Хомсе, а когда они собрались, велел запереть ворота.

Затем он вышел к ним и сказал: “О византийцы! Если вы хотите преуспеть и встать на путь истинный и желаете, чтобы ваше царство устояло, присягните этому пророку!”. Услышав эти слова, они, подобно диким ослам, бросились к воротам, но обнаружили, что ворота заперты. Поняв, что им ненавистны его слова и потеряв надежду на то, что они уверуют, Ираклий велел: “Приведите их ко мне!”. А когда те вернулись, он сказал: “Поистине, я говорил это только для того, чтобы проверить силу вашей приверженности к вашей религии, а теперь я убедился!”» (Аль-Бухари).

Затем он написал аль-Харису ибн Абу Шамиру, правителю гассанидов3 в аль-Бальке4 в земле Шама и наместнику императора в землях, где жили арабы. Письмо Посланника Аллаhа ﷺ привело его в ярость, и он решил сражаться с мусульманами, однако император запретил ему.

А в 8 году от хиджры Пророк ﷺ снарядил войско под предводительством Зайда ибн Харисы (да будет доволен им Аллаh) и послал его в Шам (это была битва при Му’те). Византийцы собрали огромное войско, насчитывающее сто тысяч воинов или даже больше. В этой битве погибли Зайд, Джа’фар ибн Абу Талиб и ‘Абдуллаh ибн Раваха (да будет доволен всеми Аллаh). Тогда командование взял на себя Халид ибн Валид (да будет доволен им Аллаh), который сумел спасти войско от гибели5.

В 9 году от хиджры Посланник Аллаhа ﷺ снарядил новое войско для сражения с византийками, и когда оно подошло к Табуку, к нему пришёл из Айлы6 Иуханна ибн Руба, а также правитель Джарбы7 и Азруха8. Все они согласились выплачивать джизью. Узнав о поступке Иуханны, Ираклий приказал убить его и распять возле его селения. А в год своей кончины Посланник Аллаhа ﷺ снарядил войско под командованием Усамы, сына Зейда ибн Харисы (да будет доволен ими Аллаh), и послал его в Убну и владения Куда’а, однако Посланник ﷺ вскоре скончался, и Усама вместе с войском остался в Медине. Став халифом, Абу Бакр (да будет доволен им Аллаh) послал войско, и Усама дошёл до Убны, разбил Куда’а и вернулся победителем.

Когда Абу Бакр разделил войско на одиннадцать частей в Зуль-Кассе, он поручил командовать одной из них Халиду ибн Са’иду ибн аль-‘Асу (да будет доволен им Аллаh). Он послал его в Шам, затем велел ему прикрывать мусульман в Тейме9 и не покидать её без его приказа и сражаться лишь с теми, кто станет сражаться с ним.

Ираклий, услышав о его прибытии, снарядил большое войско, состоящее из подвластных ему арабов, состоящее из представителей племён Бахра, Сулейх, Кальб, Ляхм, Джузам и Гассан. Халид ибн Са’ид ибн аль-‘Ас (да будет доволен им Аллаh) вышел им навстречу и подошёл к их лагерю. Тогда они бросились в разные стороны. Он сообщил о произошедшем Абу Бакру (да будет доволен им Аллаh), и тот велел ему наступать. Тогда Халид ибн Са’ид (да будет доволен им Аллаh) устремился вперёд. Ему навстречу вышел византийский патриарх Махан, и Халид нанёс ему поражение.

После этого он написал Абу Бакру (да будет доволен им Аллаh), прося подкрепление. Тогда Абу Бакр (да будет доволен им Аллаh) обратил всё своё внимание на Шам. В это время к нему уже пришли первые части войска, направленного в Йемен. ‘Икрима ибн Абу Джахль (да будет доволен им Аллаh) вернулся со своими воинами из Тихамы и Бахрейна. Абу Бакр (да будет доволен им Аллаh) послал также к ‘Амру ибн аль-‘Асу, который отвечал за сбор закята с племён Са’д и Хузайм. Абу Бакр (да будет доволен им Аллаh) отправил его туда, когда делил войско в аль-Кассе, поскольку Посланник Аллаhа ﷺ обещал сделать его наместником тех мест. Абу Бакр (да будет доволен им Аллаh) написал ему следующее: «Поистине, я отправил тебя исполнять порученное тебе однажды Посланником Аллаhа и обещанное тебе мною во исполнение обещания Посланника Аллаhа . Я отправил тебя туда, однако теперь я желаю освободить тебя от этой работы для того, что лучше для тебя в этом мире и в мире вечном, если только твоё сегодняшнее положение не нравится тебе больше предлагаемого мною».

‘Амр написал ему в ответ: «Поистине, я — одна из стрел ислама, а ты после Посланника Аллаhа — лучник Аллаhа, который пускает эти стрелы и собирает их. Поэтому выбирай самые прочные, острые и лучшие и пускай их»10.

Тогда Абу Бакр (да будет доволен им Аллаh) велел ему прийти, и он пришёл к нему. Абу Бакр (да будет доволен им Аллаh) снарядил четыре войска. Он поручил командовать одним из них ‘Амру ибн аль-‘Асу и послал его в Палестину. Второе войско под предводительством прибывшего из Ирака Шурахбиля ибн Хасаны (да будет доволен им Аллаh) направилось в Иорданию. Командование третьим войском было поручено Йазиду ибн Абу Суфйану (да будет доволен им Аллаh), и оно направилось в область аль-Балька, а вслед за ним вышел и брат Йазида Му’авийа. Командование четвёртым войском было поручено самому надёжному человеку мусульманской общины, как сказал о нём Пророк ﷺ Абу ‘Убейде ‘Амиру ибн аль- Джарраху (да будет доволен им Аллаh). Он отправился в Хомс.

Все благословлённые Аллаhом войска двинулись в путь, и Абу Бакр (да будет доволен им Аллаh) провожал их пешком и давал им наставления, касающиеся земной жизни и жизни вечной. Далее приведу прекрасное наставление, которое Абу Бакр дал Йазиду, и которому должны следовать все предводители войск:

«Поистине, я поручил тебе командование, чтобы испытать тебя. Если ты хорошо справишься с поставленной задачей, я верну тебя к твоей работе и ещё добавлю тебе, а если ты будешь небрежен, я смещу тебя. Ты должен бояться Аллаха, потому что Он видит то, что у тебя внутри, так же, как видит Он то, что снаружи. Самые достойные пред Аллахом — наиболее преданные Ему, а ближе всех к Аллаhу тот, кто больше всех старается приблизиться к Нему посредством благих дел. Я поручаю тебе дело, которое ранее поручил Халиду (имеется в виду Халид ибн Са’ид ибн аль-‘Ас, которого Абу Бакр направил в Шам первым). И остерегайся хулы и дурных дел времён невежества, ибо поистине, Аллаhу ненавистно невежество и его приверженцы. Когда прибудешь к своим воинам, будь с ними в хороших отношениях, делай им добро первым и отвечай им добром на добро.

Наставляя их, будь краток, потому что многословие мешает запоминанию. Будь праведным сам, и твои люди будут праведными. Совершай молитву в положенное время и должным образом, доводя до конца поясные и земные поклоны и проявляя смирение. А если придут к тебе посланцы врага, то окажи им почтение, однако не оставляй их в своём лагере надолго, чтобы они вышли, не успев ничего разузнать. Если ты оставишь их у себя надолго, они узнают твои слабые места и им будет известно то же, что и тебе. Посади их среди своих воинов, однако запрети им разговаривать с ними. Говори с ними сам и не выдавай своих секретов, а иначе смешаются и придут в расстройство дела твои. Когда советуешься, будь честен и говори правду, и тогда получишь искренний совет, и ничего не скрывай от советчика, а иначе враг подберётся к тебе и нападёт неожиданно.

Вечером беседуй со своими товарищами, и тебе станет известно то, что доселе оставалось сокрытым от тебя. Пусть у тебя будет много охранников. Распредели их по лагерю и наблюдай за ними и проверяй, хорошо ли они справляются со своими обязанностями, однако так, чтобы они не знали об этом. Обнаружив, что кто-то из них небрежен, взыщи с него и накажи его, однако не преувеличивай.

Пусть дневная стража сменяет ночную, и пусть первая стоит дольше второй, потому что её дело легче, ибо время её близко ко дню.

Не бойся наказывать провинившегося и избегай попустительства, не спеши излишне с наказанием, и не наказывай сгоряча, но и не медли, проявляя нерешительность. Постоянно следи за своими воинами, потому что иначе среди них распространится порок и нечестие. Не выслеживай их намеренно, чтобы опозорить их перед всеми. Не раскрывай никому их тайн, но ограничивайся очевидным и известным. Не сиди вместе с забавляющимися пустословами, но проводи время в обществе правдивых, надёжных и честных людей. Встречай врага достойно и не проявляй трусости, а иначе твои люди тоже струсят. Остерегайся присваивать военную добычу, ибо это лишь приблизит тебя к бедности и отдалит от победы. И вы встретите людей, которые обязали себя жить в уединении. Оставьте же их в покое и позвольте им заниматься тем, что они вменили себе в обязанность»11.

Войска подошли к Шаму. ‘Амр ибн аль-‘Ас остановился в аль-Арабе12 в Палестине, Шурахбиль — в Иордании, Иазид — в аль-Бальке, а Абу ‘Убейда — в Джабиййи13. Узнав об этом, византийский император Ираклий сказал своим подданным: «Я считаю, что лучше вам заключить мир с мусульманами, оставив им половину того, что вы получаете от Шама, и сохранить для себя вторую половину и Византию, потому что иначе могут победить вас, и тогда вам придётся отдать не только Шам, но и половину Византии». Однако они не согласились с его мнением. Тогда он отправился в Хомс и собрал огромное войско. Он направил каждому командующему подкрепление, превосходящее его собственное войско. ‘Амр ибн аль-‘Ас собрал своих командующих, и они послали к Абу Бакру, спрашивая, что им следует предпринять. Абу Бакр согласился с мнением ‘Амра. Он сказал: «Подобные вам терпят поражение не из-за малочисленности, а из-за грехов, так избегайте же их»14.

Командующие мусульман вместе со своими войсками собрались в Йармуке (долина в юго-западной части Шама). Их отделял от византийцев ров. Византийцы вступали в сражение, когда хотели, а потом вновь скрывались за своими рвами. Так прошли месяцы сафар, раби’ аль-авваль и раби’ ас-сани 13 года от хиджры.

Тогда командующие войсками послали к Абу Бакру (да будет доволен им Аллаh), прося подмоги. Абу Бакр (да будет доволен им Аллаh) написал Халиду ибн аль-Валиду (да будет доволен им Аллаh), который в это время командовал войсками мусульман в Ираке, и велел ему взять с собой половину войска и отправиться в Шам. А оставшейся половиной войска должен был командовать военачальник, назначенный Халидом.

Халид (да будет доволен им Аллаh) поспешил в Шам, и его прибытие туда совпало с прибытием Махана, который пришёл на помощь византийцам. Халид сражался с ним. Каждый командующий сражался с противников, стоящим напротив него, и одновременно помогая остальным.

Халид (да будет доволен им Аллаh) понял, что такая тактика не принесёт пользы. Главную сложность он видел в том, что у каждого войска был свой командующий. Он собрал военачальников и сказал им, предварительно восхвалив Аллаhа:

«Поистине, это один из дней Аллаhа, в которые не следует проявлять гордость и превозноситься. Сражайтесь на пути Аллаhа со всей искренностью, на которую вы способны, и старайтесь, чтобы Всевышний Аллаh был доволен вашими делами. Поистине, за этим днём последуют другие, и вы не должны сражаться время от времени отдельными войсками, помогающими друг другу. Поистине, есть тот, кто помешал бы вам делать это, если бы обладал теми же знаниями, что и вы. Так поступите же не так, как вам было приказано изначально, ибо, поистине, это совет того, кто является вашим другом и любит вас».

Они сказали: «Ладно, что же следует делать?» Тогда он посоветовал им избрать одного командующего, которому должны подчиниться все войска мусульман: командовать объединённым войском военачальники будут по очереди, а в первый день командовать будет он сам. Мусульмане последовали его совету и назначили его командующим. Он вышел с огромным войском, построив мусульман особым порядком. Он разделил войско на отряды. Центральными отрядами командовал Абу ‘Убейда, правым флангом — ‘Амр и Шурахбиль, а левым — Йазид (да будет доволен ими Аллаh). Во главе каждого отряда стоял храбрый, бесстрашный воин. Каждый отряд состоял из тысячи человек. Всего было тридцать шесть отрядов. Затем Халид приказал аль-Ка’ка’ и ‘Икриме ибн Абу Джахлю (да будет доволен ими Аллаh) начать сражение. Два войска слились в яростной битве, и Халид показал чудеса смелости и готовность защищать ислам до конца.

Затем византийцы собрались с силами и перешли в наступление, отбросив мусульман назад и вынудив их оставить занятые позиции. Тогда Халид (да будет доволен им Аллаh) вместе с центральными отрядами встал между конницей и пехотой византийцев. Конница была разгромлена, и пехота осталась без прикрытия. Мусульмане атаковали её и тоже разгромили, убив много византийцев, особенно тех, которые связали себя цепями, чтобы не побежать. В тот день женщины мусульман внесли свой вклад в одержанную победу. Стоит особо упомянуть Абу Суфйана ибн Харба (да будет доволен им Аллаh), который сражался, не жалея сил, и подбадривал остальных мусульман.

Сражение закончилось разгромом византийцев. Во время сражения из Медины пришло известие о кончине Абу Бакра ас-Сиддика (да будет доволен им Аллаh) преемником которого стал ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллаh), а также приказ о назначении Абу ‘Убейды командующим войск15. Этот приказ дошёл до мусульман только после окончания сражения.

Таким образом, огромная византийская империя пала перед молодым исламским государством благодаря проявленной храброй и мужественной стойкости мусульман, среди которых преобладающее большинство были сподвижники Посланника Аллаhа ﷺ, а также умением верховного командования способностью проведения уникальных тактических военных действий против профессиональной армии врагов.

_______________________________________________________

15. [‘Умар ибн аль-Хаттаб смещал Халида ибн аль-Валида дважды. Первый раз — в 13 г. х., после кончины Абу Бакра, как только ‘Умар стал халифом. ‘Умар назначил его командующим одним небольшим войском после того, как он был командующим всех войск в Шаме. После этого Халид находился под командованием Абу ‘Убейды около четырех лет. Во второй раз ‘Умар сместил Халида с его поста в 17 г. х. в Кыннасрине. Халид командовал большим отрядом, а ‘Умар отстранил его. Однако Халид был истинным воином-мусульманином. Он сразу же подчинился приказу, и единственным проявлением его чувств стал мягкий упрек в адрес повелителя верующих. ‘Умар ответил на его упрёк следующим образом: «Клянусь Аллаhом, Халид, ты у меня на прекрасном счету и я люблю тебя! Не упрекай же меня ни за что после этого дня». Что же касается причин первого отстранения, то нам представляются неправдоподобными сообщения, в которых в качестве причины называется женитьба Халида на вдове Малика ибн Нувейры или упоминается о том, что ‘Умар, став халифом, угрожал Халиду. Еще нелепее и неправдоподобнее выглядит версия о том, что причиной отстранения Халида стало соперничество, которое имело место между ним и ‘Умаром в их молодости. Скорее всего, причины были политическими, и отстранение Халида стало следствием понимания ‘Умаром происходящих событий и его представлений об отдельных личностях. Иными словами, ‘Умар, будучи правителем государства, поступил так, как считал нужным поступить в данной ситуации. Он стремился установить равновесие между всеми силами, задействованными в формировании государства. Что же касается второго отстранения, то о нем сам ‘Умар сказал, обратившись к людям с речью: «Поистине, я отстранил Халида вовсе не потому, что недоволен им или обвиняю его в вероломстве. Причина в том, что люди очарованы им, и я испугался, что они начнут всецело полагаться на него (вместо того чтобы полагаться на Аллаhа), и Аллаh подвергнет их испытанию из-за него. Я хотел, чтобы они знали, что всё исходит только от Аллаха, и все, что происходит, происходит исключительно по Его воле, и не обольщались и не обманывались. Узнав о кончине Халида, ‘Умар сказал: «Да помилует Аллаh Абу Сулеймана! То, что у Аллаhа, лучше для него, потому что дела его были благими. Он жил благородно и достойно, и его смерть стала великой потерей для нас. Однако время неумолимо…». Садик ‘Урджун. Кн. «Халид ибн аль-Валид» стр. 301-328. Да будет ими всеми доволен Аллаh.]

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Закладка постоянная ссылка.

Возможность комментирования заблокирована.