• Сообщается от Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал (смысл): «Тот, в сердце которого нет ничего из Корана, подобен разрушенному дому!». Хадис передал ат-Тирмизи 2913.

Они приписывают Аллаhу место

Ваххабиты ошибочно считают, что Аллаh окружен направлениями, и придают Ему местонахождение (небо, Аль-‘Арш (Трон)), тогда как основу Исламского вероубеждения составляет вера в то, что Аллаh ни на что и ни на кого не похож, существует без образа и без места.

Один из идеологов ваххабитов и наш современник Мухаммад Ибн Джамиль Зину в своей книге, названной им «СТОЛПЫ ИСЛАМА И ВЕРЫ», на стр. 15 написал: «Необходимо знать вопрос о единобожии, и в том числе о возвышенности Аллаhа (!) на своем троне, поскольку каждый верующий обязан знать это». На стр. 25 автор пишет: «Его нахождение (т.е. Аллаhа (!)) – на высочайшем троне на небесах нашего мира». В другой книге под названием «Исламские наставления по исправлению личности и общества» на стр. 20-21 этот автор пишет, что якобы «Бог возвысился над Троном».

  Опровержение: Ложное представление о якобы возвышении Бога над Троном сложилось у основателя ваххабизма Мухаммада Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаба и его последователей как следствие неправильного толкования ими многих Аятов из Кор`ана. Например, в толковании 50-го Aята Суры 16 «Ан-Нахль» в комментариях книги Мухаммада Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаба написано: «Они боятся своего Господа, который над ними»[1]. Из контекста этой книги следует, что автор имеет в виду направление.
Однако, правильное значение этого Аята таково: «Они боятся Аллаhа, Властвующего над ними». Арабское слово «фаук» в этом Аяте указывает на Высочайшую власть, а не на место или же направление.
За «поддержкой» своего лжевоззрения Мухаммад Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаб обращается к суждениям крупного представителя ложного религиозного направления Средневековья Ибн Таймии (XIII в.), который утверждал, что якобы Аллаh находится на Троне (варианты: «сидит на Троне», «находится над Троном»).
В своих рассуждениях они отталкиваются от неправильно понятых ими иносказательных Аятов Кор`ана, содержащих слово «истава» (в Сурах «Ар-Р‘ад» (13:2), «То-hа» (20:5), «Фуркан» (25:58-59), «Ас-Саджда» (32:4-5)). К примеру, в отношении значения 5-го Аята Суры «То-hа» в комментариях книги Мухаммада Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаб написано: «Милосердный… утвердился на Троне… Утверждение на Троне известно, но как – недоступно разуму. Признание этого – вера, а отрицание – неверие»[2].
Каково же правильное значение слова «истава»? Рассмотрим это на примере 5-го Аята Суры «То-hа». Слово «истава» имеет в арабском языке много значений: теолог и языковед Аль-Хафиз Абу Бакр бну Араби сказал о 15-ти значениях этого слова[3], некоторые языковеды указали, что количество значений этого слова – 14. Перечислим некоторые из этих значений: созреть, выравнивать, сидеть, властвовать, приготовиться (о пище).
Ваххабиты выбрали для толкования смысла рассматриваемого Аята значение «сидеть». Оно неприемлемо, так же как неприемлемы значения «созревать», «выравнивать» и другие, не соответствующие значению данного Аята. Толковать Аят необходимо в соответствии с религией, следуя правилу, что это толкование не должно войти в противоречие с Аятами, называемыми «мухкамат» (Аятами прямого смысла).
Аллаh не нуждается в созданном: ни в чем и ни в ком. Аллаh не нуждается ни в месте, ни в направлении, ни в чем-либо другом. Достаточное доказательство этому приведено в следующем Аяте «мухкамат» Кор`ана:
﴿لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَىْءٌ﴾
(Сура «Аш-Шура», Аят 11).
Это означает: «Нет ничего подобного Аллаhу».
Если бы Аллаh занимал какое-либо место, то, соответственно, было бы Ему присуще подобие, а подобие означает, что Ему были бы свойственны границы и объем, то есть: длина, ширина, высота. Кто обладает этими качествами – создан и нуждается в Том, Кто определил ему их, а нуждающийся не может быть Богом.
Таким образом, 5-й Аят Суры «То-hа» имеет следующий смысл, отвечающий Величию Аллаhа: «Милостивый (для всех на Этом Свете) властвует над Аль-‘Аршем». Этот Кор`анический Аят сообщает о Всемогуществе Аллаhа, Которому все из созданного подвластно, и в Его Власти находится самое грандиозное из Его созданий – Аль-‘Арш, который был создан Богом для того, чтобы показать Свое Могущество (как сообщил Имам ‘Али Ибн Абу Талиб).
Далее, в качестве доводов к тому, что суждения Мухаммада Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаба и его последователей невежественны и противоречат религии Ислам, приведем Хадисы Пророка Мухаммада, мир Ему, и высказывания теологов Ислама.
Сказал Посланник Аллаhа, мир Ему:
كَانَ اللهُ وَلَمْ يَكُنْ شَىْءٌ غَيْرُهُ
что означает: «Аллаh был Вечно, и ничего не было кроме Него», – не было воды, воздуха, земли, небес, Аль-Курсий, Аль-‘Арша, людей, джиннов, Ангелов, времени, места…. Аллаh существовал до создания места, и после его создания Он не нуждается в нем. Этот Хадис передали Имамы Аль-Бухарий, Ибн Аль-Джаруд и Аль-Байhакый.
В другом Хадисе Пророк Мухаммад мир Ему сказал:
أَنْتَ الظَّاهِرُ فَلَيْسَ فَوْقَكَ شَىْءٌ وَأَنْتَ البَاطِنُ فَلَيْسَ دُونَكَ شَىْءٌ،
что означает: «О Аллаh, Ты – Аз-Заhир: Тебе не присуще «над»; Ты – Аль-Батын: Тебе не присуще «под»». Ученые Ислама объяснили: Кому не присуше ни «над», ни «под», Тот существует без места. Передал это изречение Имам Аль- Байhакый в своей книге «Аль-Асма` уа-с-Сыфат» («Имена и Сыфаты»).
Приведем еще одно высказывание, которое является опровержением позиции тех, кто приписывает Аллаhу направление и место.
Сказал Имам ‘Али Ибн Абу Толиб[4]:
كَانَ اللهُ وَلا مَكَان وَهُوَ الآنَ عَلى مَا عَلَيْهِ كَان
что означает: «Аллаh существовал до создания места без места, и сейчас Он существует таким, каким и был», т.е. без места. Передал эти слова Имам Абу Мансур Аль-Багдадий.
Также Имам ‘Али сказал:
« إِنَّ اللهَ تَعَالى خَلَقَ العَرْشَ إِظْهَارًا لِقُدْرَتِهِ، وَلَمْ يَتَّخِذْهُ مَكَانًا لِذَاتِهِ »
رَوَاهُ الإِمَامُ أَبُو مَنْصُور البَغْدَادِيّ
«Воистину, Аллаh создал Аль-‘Арш[5], показывая Свое Могущество, и не сделал его местом для Себя».
Передал это высказывание Имам Абу Мансур Аль-Багдадий в своей книге «Аль-Фарку байна-ль-Фирак» («Различие между течениями»).
Имам Абу Ханифа, известный теолог Ислама, которому посчастливилось в своей жизни встречаться и получать знания от шести сподвижников Пророка Мухаммада, мир Ему, говорил:
كَانَ اللهُ وَلا مَكَانُ, كَانَ قَبْلَ أَنْ يَخْلُقَ الْخَلْقَ, كَانَ وَلَمْ يَكُنْ أَيْنٌ وَلا خَلْقٌ وَلا شَىْءٌ, وَهُوَ خَالِقُ كُلِّ شَىْءٍ, فَمَنْ قَالَ: لا أَعْرِفُ رَبِّي أَفِي السَّمَاءِ أَمْ فِي الأَرْضِ فَهُوَ كَافِرٌ”
что означает: «Аллаh был Вечно, и не было места. Аллаh был до того, как создал что-либо. Он был, и не было «где-либо» и «чего-либо». Он – Создатель всего, и потому, если кто-то говорит: «Я не знаю, мой Господь на земле или на небе», тот – кяфир (неверующий)».
На 25 стр. той же книги автор пишет: «Ошибкой и заблуждением является рационалистическое толкование слова «истава» в смысле – «овладение»». Автор считает, что это слово нужно понимать как «возвышение» и «нахождение на высоте», а толкование в смысле «овладение», пишет автор, лишает Аллаhа одного из Его Атрибутов, то есть, как считает автор, возвышения на Троне.
Опровержение: Данные слова указывают на невежество их автора в вопросах религии. В предыдущем Опровержении мы рассказали о значениях слова «истава» и показали, что неверно было бы толковать его как «возвышение», т.к. это указывало бы на место и направление, а приписывание Аллаhу места где-бы то ни было является заблуждением, ввергающем человека в неверие. Неправильным также является и использование слова «овладение» в передаче смысла арабского слова «истава», поскольку Аллаhу не присущи приобретенные качества (а слово «овладеть» указывает на приобретение: «раньше не владел, а сейчас овладел»). Правильно говорить об Аллаhе, что Он властвует, и все является Его владениями.
В попытках доказать свое ошибочное убеждение (якобы Аллаh находится наверху, на небе, над Аль-‘Аршем) ваххабиты ссылаются на неверно истолкованные ими Хадисы. Например, уже упоминавшийся нами один из ваххабитских авторов Мухаммад Ибн Джамиль Зину в своей книге, названной им «Столпы Ислама и Веры» на странице 15 пишет: «Где Аллаh? Аллаh на небесах».
И ниже автор дает неверное толкование Хадиса Пророка Мухаммада, мир Ему, он пишет:
«Говорят, что Муавия Ибн ал-Хаким ал-Силми рассказывал: «…у меня была рабыня, которая посла моих овец. В один из дней я увидел волка, который утащил барашка из стада. Я такой же человек, как и другие люди, и поэтому расстроился. Сильно побив рабыню, я пришел к Посланнику, и он представил для меня это дело очень серьезным, и я спросил Его: «О Посланник Аллаhа! Следует ли мне дать свободу этой рабыне?» Он ответил: «Приведи ее ко мне». Когда рабыня пришла, он спросил ее: «Где Аллаh?» Рабыня ответила: «На небе». «А я кто?» – спросил Посланник. «А ты – Посланник Аллаhа», – ответила она. Тогда Посланник сказал: «Отпусти ее! Она – верующая».
Опровержение: Многие ученные Ислама подвергали сомнению достоверность содержания передачи Хадиса, приведенной этим ваххабитским автором, и тому есть следующие две причины.
Причина первая. В разных передачах этого Хадиса содержится разный текст. Например, в одной из передач сказано, что Пророк спросил у рабыни: «Кто твой Бог?», а в другой передаче говорится, что Пророк задал ей такой вопрос: «Свидетельствуешь ли ты, что я – Посланник Аллаhа?»
Причина вторая. Текст передачи, приведенной ваххабитским автором, противоречит основам Веры. Ислам не учит тому, что Бог находится на небесах. Такое представление о Боге не является убеждением мусульман!
В Исламском мире праведные мусульмане обращаются к тексту Хадиса, переданному Имамом Маликом и не противоречащему основам Веры (т.е. Исламу). В этой передаче Пророк спрашивает у рабыни: «Свидетельствуешь ли ты, что нет Бога кроме Аллаhа?».
Если же предположить, что текст передачи Хадиса, приведенной в ваххабитской книге, достоверен, то несомненно, что и в этом случае его смысл не может противоречить основам Веры. Таким образом, данный текст нуждается в толковании. Поэтому обратимся за разъяснением данного текста Хадиса к толкованиям теологов. Слово «Эйнэ» («где») в вопросе Пророка (как сообщается в данной передаче) имеет в арабском языке два значения: первое: «где» – в определении места, и второе – для определения величия, значимости, важности. Например: «Где дворник в сравнении с королем!» Поэтому, исходя из вероучения Ислама, ученые дали следующее разъяснение данного текста Хадиса: вопрос Пророка и ответ рабыни касались Абсолютного Величия Аллаhа; и невозможно приписать Аллаhу местоположение ни в небесах, ни на Аль-‘Арше, ни где бы то ни было. В Хадисе Пророком был задан рабыне следующий вопрос: «Где (Величие) Аллаhа?», и она ответила: «На небесах». Такое толкование текста Хадиса в данной передаче достойно Величия Аллаhа, и поэтому оно верное.
[1] Ат-Тамими Мухаммад Ибн Сулейман. Книга Единобожия. – Москва: Издательский Дом «Бадр», 2000. – С. 244
[2] Там же. – с. 245
В книге, вышедшей в Издательстве Абилова, Зейналова (Омск-Баку, 1997 г.), это место переведено так: «Милосердный вознесся на Трон… Вознесение известно, но как – недоступно разуму. Признание этого – вера, а отрицание – неверие» (с. 238)
[3] Кто Они? От Адама до Мухаммада, мир Им. – Киев: Аль-Иршад, 2002. –
с. 24
[4] двоюродный брат Пророка Мухаммада, мир Ему, Четвертый праведный Халиф
[5] Самое большое из созданных Богом тел, напоминающее по форме трон, – находится над Седьмым небом и является потолком Рая

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Возможность комментирования заблокирована.