• Сообщается от Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал (смысл): «Тот, в сердце которого нет ничего из Корана, подобен разрушенному дому!». Хадис передал ат-Тирмизи 2913.

СОДЕРЖАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ РАЗВОДА (АЛЬ-ХИЗАНАТ)

воспитание после разводаНи для кого секрет, что религия Ислам охватывает все аспекты жизнедеятельности человека. Отношения между мужчиной и женщиной предусматривалось Всевышним с самого начала возникновения человеческой жизни в природе. Первый брак и первые брачные и семейные отношения в рамках шариата установились между Пророком Адамом (мир ему) и его супругой Хавой. Отношения в семье между супругами не всегда проходят гармонично и по воле Аллаха брачные союзы разрушаются по разным причинам и после этого возникает вопрос, как воспитывать и содержать детей, каким образом реализовать родительские права и обязанности в случаях развода? Сегодня мы иншааЛлах, рассмотрим в соответствии с Шафиитским фикхом (юриспруденцией) тему о содержании и воспитании детей родителями после развода.

Безусловно, если родители ребенка живут вместе, то отец и мать вместе занимаются воспитанием ребенка, в основном большее внимание до 7 лет уделяет мать, а после 7 – отец. Однако, если родители разведутся, то все материальные расходы, будь то одежда, еда, учеба и т. д. (до совершеннолетия сыновей и до замужества дочерей), возлагаются на отца.

Что касается ухода и воспитания детей, не являющихся мумайизами (т. е. не достигшие приблизительно возраста 7–8 лет, может, и еще раньше, в зависимости от зрелости ребенка), то большее предпочтение шариат отдает женщинам, потому что они более мягкие и лучше разбираются в вопросах воспитания детей, они более терпеливы и ответственны в заботе о них. А из женщин предпочтение отдается матери, потому что мать проявляет к детям более полноценную жалость и внимание, нежели отец. В достоверном хадисе передается, что как-то раз одна женщина обратилась к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «О Посланник Аллаха! Мой живот был убежищем для моего сына, когда он был в утробе. Моя грудь была пищей и питьем для него. Мой поддон был сохранением для него. Его отец дал мне развод и пригрозил, что заберет его у меня». Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ты имеешь больше прав на него, пока не выйдешь замуж». (Имам Ахмад, Абу Давуд, аль-Хаким, аль-Байхаки).

Однако, необходимо следует обратить внимание на то, чтобы мать имела право воспитывать ребенка, она должна быть:

1. Мусульманкой;

2. В здравом уме – сумасшедшей матери не дают право на воспитание;

Если же признаки сумасшествия будут проявляться редко, например, в год один раз, то отдают. Также такие болезни, как туберкулез, паралич и т.д., то есть, те болезни, боль которых отвлекает и не дает возможности заниматься ребенком, снимают право на воспитание ребенка с матери.

3. Доверенной, не совершающей явные большие грехи, так как, нечестие лишает права на воспитание матерью;

4. Чтобы мать была свободной от замужества;

Если мать выходит замуж, то право на воспитание ребенка переходит к бабушке со стороны матери, даже если муж, за которого вышла мать, согласен оставить ребенка у матери, за исключением того случая, если мать выйдет за того, кто является близким родственником ребенка (например, брат бывшего мужа).

Очень важно заметить, если же мать выздоровеет или примет ислам, или разведется от другого мужа, то право на воспитание ребенка переходит вновь к ней, так как, причины, которые препятствовали ей в этом, отсутствуют.

В случае если мать умрет или станет сумасшедшей, то право воспитывать ребенка переходит к бабушке со стороны матери, потом к бабушке со стороны отца. Затем это право переходит к сестре. Из сестер же предпочтение отдается родной сестре, нежели сестре со стороны матери или отца. Потом к тете со стороны матери, потом к племяннице, потом к тете со стороны отца. Если же мать находится в долгом отсутствует или же откажется от воспитания ребенка, то право на это переходит к бабушке. После женщин предпочтение отдается любому мужчине, который может стать наследником того, кого воспитывают, например, отец, дедушка, брат, дядя и т.д., согласно тому, как распределяется наследство. Если мужчина, который может стать наследником, не является махрамом (т. е. близким родственником, за которого запрещено выходить замуж или жениться) для того, кого он будет воспитать, то ему не отдают на воспитание девочек, к которым с возрастом испытывается страсть, а передают их доверенной женщине под присмотром этого мужчины.

Если есть мужчины, которые не являются махрамами или наследниками, например, двоюродный брат, или есть только мужчины, не являющиеся наследниками, как, например, отец матери, брат матери, сын сестры, сын брата с материнской стороны, то этим людям не отдают ребенка на воспитание. В таком случае шариатский судья (в наше время местный имам) решает, кому их передать.

Кафиру (неверному) не отдают на воспитание мусульманина, мусульманину же на воспитание можно отдавать ребенка кафира. Если же мать ребенка вышла замуж за другого, ей не отдают ребенка, а отдают ее матери. Но если мужчина, за которого она вышла замуж, и отец ребенка согласны оставить ребенка у матери, то оставляют. Если же она выйдет замуж за того, кто в общем имеет право на воспитание, например, за брата бывшего мужа, то тогда ей можно отдавать ребенка, если он (брат бывшего мужа) согласен.

Если же ввиду каких-то обстоятельств и причин никто из вышеперечисленных не может взять к себе ребенка или существует причина, не позволяющая сделать им это, то шариатский судья передает ребенка доверенному человеку для воспитания.

Все вышеперечисленные решения (хукмы) относятся к детям, не достигшим возраста мумайиза (7–8 лет и младше).

Содержание детей, достигших возраста мумайиза.

Если у ребенка, достигшего возраста мумайиза (7–8 лет и старше), развелись родители или же ребенок, который находился на воспитании у матери, достиг такого возраста, то ребенка оставляют у того из мальчик или девочка. Но если тот, кого он выберет, является сумасшедшим, нечестивцем, кафиром (немусульманином) или же матерью, которая вышла замуж за другого, то право на воспитание переходит к другой стороне. Ребенок, у которого нет отца, выбирает между матерью и дедушкой со стороны отца. Также он имеет право выбрать своего брата или дядю со стороны отца вместо матери. Если ребенок, например, сначала выбрал отца, а потом мать, то его отдают матери. Если сын выбирает мать, он остается ночью у матери, а днем у отца. Если сын выбирает отца, то отец не имеет права запрещать сыну навещать мать. Если мать хочет навестить сына, то отец не имеет права запретить ей и это.

Если дочь выбирает отца, он имеет право запретить ей навещать свою мать, но не имеет права запрещать матери навещать свою дочь. Если дочь выбирает мать, то она остается у нее днем и ночью, а отец имеет право навещать ее, соблюдая рамки шариата. Если ребенок выбирает обоих: и мать, и отца – между ними бросают жребий. Если ребенок никого из них не выберет, то отдают матери. Если один из родителей выезжает в путь, то ребенка оставляют у того, кто остается дома. Если же ребенок, будь то мальчик или девочка, заболеет, то мать предпочтительней для присмотра за ним, поскольку она более жалостлива к нему.

Если отец согласится, чтобы мать смотрела за больным ребенком в его доме, то можно, если нет, то ребенка отдают в дом матери. Здесь необходимо проявить осторожность, чтобы между матерью и отцом ребенка не произошло уединения без третьего лица, потому что, это запрещено в исламе. Если же мать заболеет, то отец не имеет права запретить детям, будь то мальчик или девочка, навещать ее и ухаживать за ней.

Если же мальчик или девочка, достигшие возраста мумайиза (7–8 лет), выбрали мать, то отец не должен оставлять их без внимания. Он должен контролировать их воспитание, обучение и т.д. Также на отца возлагаются все материальные расходы, связанные с их обучением, кормлением, покупкой одежды и т.п.

Все вышеуказанные решения имеют силу, если родители живут в одном городе. Если же один из родителей захочет отправиться в путь для совершения хаджа или в военный поход, или для торговых целей, то ребенка не берут с собой, так как, в пути встречаются трудности и опасности. Ребенок передают тому из родителей, кто остается дома, пока не вернется тот, кто имеет право на воспитание. Если же отец или мать переселяются на другое постоянное место жительства, считающееся далеким (т. е. более 84 км), отец имеет право забрать ребенка у матери к себе, оберегая свою родословную, поскольку родословие передается по отцу. Также отцу легче обеспечивать его всем необходимым, будь то еда, одежда, учеба и т.п. А если мать ребенка переселится в тот же город или село, что и отец, то право на воспитание ребенка сохраняется за ней, если у нее было до этого на это право.

Дети, достигшие совершеннолетия.

Мальчик достигший совершеннолетия сам несет ответственность за себя и его не принуждают, чтобы он находился возле одного из родителей. Но ему желательно не покидать их вовсе, а помогать и услуживать им. Что касается девочки, достигшей совершеннолетия, то, если она вышла замуж, ей необходимо находиться рядом с мужем. Если же она не замужем и не была никогда замужем, то она должна находиться возле ее родителей. Если же родители разведены, то она выбирает одного из них, с кем желает остаться. Если она хочет жить самостоятельно, без родителей, ей не разрешается это и ее обязывают к выбору одного из них. Если у нее нет родителей, то право о ее заботе переходит к ее брату, потом к дяде со стороны отца. Если же она была замужем, то ей предпочтительней жить с родителями. Если же последние разведены, то она выбирает одного из них, но ее не обязывают к этому. Это все происходит, если нет опасения в обвинении ее в чем-либо непристойном. Если же такая опасность существует, то отец, дед, брат, дядя имеют право запретить ей жить самостоятельно.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Метки , , , , , , , , . Закладка постоянная ссылка.

Возможность комментирования заблокирована.