• Сообщается от Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал (смысл): «Тот, в сердце которого нет ничего из Корана, подобен разрушенному дому!». Хадис передал ат-Тирмизи 2913.

Такфийр

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного.

Хвала надлежит одному Аллаху, Господу миров Царю дня возмездия и воздаяния, Владыке всех царств и царей Который знает явное и сокровенное, 

Творцу небес и земли, Который лишь Один достоин поклонения. 

Я свидетельствую что нет никого достойного поклонения кроме одного Аллаха, Един Он и нет у Него сотоварища. 
Свидетельство это служит доказательством вере Свидетеля. Я свидетельствую что Мухьаммад раб и Посланник Всевышнего Аллаха.
Мир и благословение нашему Пророку Мухьаммаду, его пречистому роду, сподвижникам и всем кто следовал их путём до судного дня. 
 
Тема, излагаемая нами в этой книге, является несомненно очень важной, так как современный мир в раздорах, обвиняя друг друга в неверии.
Но даже если мусульманин совершил неверие (куфр) для его  обвинения в этом (такфир) есть три условия ибо при отсутствии их 
он не становится неверным (кафиром):
1). Знание о том, что совершенное им деяние является неверием.                                                                                                                    
            
Каждый, кто не знал, что совершённое им есть неверие (куфр), не становится неверным (кафиром).                                                                                    
Ведь Аллах Всевышний, Свят Он и Могуч, в Своём наичистейшем писании Коран говорит:                                                                                                
“Мы никогда не наказывали людей, не послав предварительно к ним посланника”(Сура “Перенос ночью”, аят 15)
То есть,  Всевышний Аллах не наказывает своих рабов, если до них не дошло ясное знание.
Всевышний Аллах также говорит в Своём священном Коране:
“А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда,
куда он обратился, и сожгем в Геенне. Как же скверно это место прибытия! (Сура “Женщины”, аят 115)
 
И потому тот, кто в заблуждении, не будет обязательно в числе обитателей ада до того, как ему станет ясен прямой путь.
“Не пристало Аллаху сбивать с пути людей, которым Он указал прямой путь, пока не разъяснит им, чего следует опасаться”.(Сура “Покаяние”, аят 115)
 
“Каждый раз, когда туда (то есть в ад) заключают толпу людей, стражи спрашивают их: “Разве к вам не приходил увещеватель?” Они отвечают: “Да, увещеватель к нам приходил, но мы отвергли его…” (Сура “Власть”, аяты 8-9)
 
“Если Мы их (то есть неверных) погубили бы наказанием до его (то есть Мухаммада) появления, тогда они сказали бы:
“Почему Ты не направил к нам посланника, чтобы мы последовали за Твоими знамениями до того, как будем унижены и опозорены?” (Сура “Та Ха”, аят 134)
 
“[Мы послали] пророков благовествующих и увещевающих, дабы у [неверующих] людей не было довода против [предписаний] Аллаха,
после того [как к ним явились] посланники”. (Сура “Женщины”, аят 165)
 
Посланник Всевышнего Аллаха Мухьаммад (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) в своём наипрекраснейшем изречении (хьадис) сказал:
“Клянусь Тем, в чьей длани душа Мухьаммада, любой, кто, услышав обо мне, умрёт и не уверует в то, с чем я послан, будь он из этой общины, иудей или христианин, непременно окажется среди обитателей Огня”. (Муслим, Ахмад)
 
Из вышесказанного явствует, что человек не окажется  среди мучеников пока он не поймёт с чем пришёл Посланник Всевышнего Аллаха Мухьаммад (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха).
 
Умар ибн аль-Хаттаб (да будет им доволен Всевышний Аллах) рассказывал:
“Я услышал, как Хишам ибн Хаким ибн Хизам читал суру «Различение» не так, как её читал я, а Посланник Аллаха обучил меня ей.
Тогда я решил разобраться с ним и подождал, пока он закончит, а затем схватил его за верхнюю одежду и отвёл к Посланнику Аллаха.
Я сказал: “О Посланник Аллаха! Я слышал, как он читал суру «Различение» не так, как ты меня обучил ей”.
 
Посланник Аллаха сказал: “Отпусти его. Читай!” И он прочёл её так, как я и услышал её от него раньше. Посланник Аллаха сказал:
“Именно так она и была ниспослана, – а затем обратился ко мне и сказал. – Читай!” Когда же я прочёл её, он сказал:
“Именно так она и была ниспослана. Ведь этот Коран ниспослан в семи чтениях, и потому читайте тот, что легче для вас””.
(Муслим, Ахмад).
 
Умар (да будет им доволен Всевышний Аллах) воспринял не правильным одно из чтений священного Корана, но при этом он не стал неверным по причине своего незнания.
 
Передают, что Кудама ибн Маз‘ун (да будет им доволен Всевышний Аллах) выпил вино, сочтя его дозволенным, опираясь на следующий аят и естественно не поняв его. “На тех, которые уверовали и вершили добрые дела, нет греха за то, что они ели…”
(Сура “Трапеза”, аят 93) И Умар ибн аль-Хаттаб (да будет им доволен Всевышний Аллах) велел наказать его за это, но не обвинил в неверии, напротив многие сподвижники Посланника Всевышнего Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) не одобрили поступок Умара (да будет им доволен Всевышний Аллах), потому что Кудама ибн Маз‘ун (да будет им доволен Всевышний Аллах) из числа принимавших участие в сражении при Бадре.
Здесь надо упомянуть немало известную историю, “когда Умар ибн аль-Хаттаб (да будет им доволен Всевышний Аллах) отправил войско на одну из Римских провинций и во главе этого войска назначил Са‘да ибн аби аль-Ваккаса (да будет им доволен Всевышний Аллах), и Са‘д взял с собой в поход Абу Михжана ас-сакафиййа (да будет им доволен Всевышний Аллах). Когда же они прибыли на место будущего сражения, переговоры между Са‘дом и Римским наместником затянулись на несколько дней. В это время Абу Михжан ас-сакафий (да будет им доволен Всевышний Аллах) исчез. Некоторые из воинов Са‘да ибн аби аль-Ваккаса (да будет им доволен Всевышний Аллах) застали Абу Михжана ас-сакафиййа (да будет им доволен Всевышний Аллах) за употреблением спиртного и оповестили об этом Са‘да ибн аби аль-Ваккаса (да будет им доволен Всевышний Аллах). Са‘д ибн аби аль-Ваккас (да будет им доволен Всевышний Аллах) решил наказать Абу Михжана ас-сакафиййа (да будет им доволен Всевышний Аллах) и сказал: “Я не дам тебе завтра участвовать в сражении с римлянами!” Абу Михжан ас-сакафий (да будет им доволен Всевышний Аллах) просил Са‘да ибн аби аль-Ваккаса (да будет им доволен Всевышний Аллах) не наказывать его так жестоко.
На следующий день перед сражением Са‘д ибн аби аль-Ваккас (да будет им доволен Всевышний Аллах) привязал Абу Михжан ас-сакафий (да будет им доволен Всевышний Аллах) к столбу дабы тот не смог участвовать в сражении. Сам Са‘д ибн аби аль-Ваккас (да будет им доволен Всевышний Аллах) тоже не мог участвовать в том сражении ибо по пути он упал с коня и повредил себе колени. Сражение началось, а Абу Михжан ас-сакафий (да будет им доволен Всевышний Аллах) привязан к столбу. Он сгораемый желанием пойти в бой кричал как мог и наконец к нему пришла жена Са‘да ибн аби аль-Ваккаса (да будет им доволен Всевышний Аллах), и спросила: “Что мучает тебя голод или жажда?” Абу Михжан ас-сакафий (да будет им доволен Всевышний Аллах) сказал ей в ответ:
“Дай мне коня и оружие Са‘да и пусти меня на сражение.” Она ему отказала и ушла, но он не переставал кричать, и в третий раз когда она пришла он ей сказал: если я погибну, то предстану перед Аллахом, но если живым я вернусь, привяжешь меня как сейчас. Когда же Абу Михжан ас-сакафий (да будет им доволен Всевышний Аллах) с закрытым лицом показался на поле сражения одни из сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) подумали, что это специально подготовленный Умаром (да будет им доволен Всевышний Аллах) воин, другие же восприняли его как ангела посланного им на помощь Всевышним Аллахом, Свят Он и Могуч. Наблюдавший за всем Са‘д ибн аби аль-Ваккас (да будет им доволен Всевышний Аллах) сильно удивлён и про себя повторял: конь мой, удар мечём  Абу Михжана, но мой конь в конюшне, а Абу Михжан в палатке привязан к столбу. Когда Всевышний Аллах даровал своим рабам победу Са‘д ибн аби аль-Ваккас (да будет им доволен Всевышний Аллах) сказал: “Клянусь Всевышним Аллахом, если бы я не знал, что Абу Михжан привязанный к столбу сидит в палатке, то сказал что это был он.”
Са‘д ибн аби аль-Ваккас (да будет им доволен Всевышний Аллах) вернулся домой и обнаружил своего коня изнурённым, в поту, когда же он вошёл в палатку увидел, что Абу Михжан ас-сакафий (да будет им доволен Всевышний Аллах) сидит  привязанный к столбу весь в крови. Са‘д ибн аби аль-Ваккас (да будет им доволен Всевышний Аллах) сказал: “Ты участвовал в сражении?”
Абу Михжан ас-сакафий (да будет им доволен Всевышний Аллах) ответил:
“Да, я был там!”  Тогда Са‘д ибн аби аль-Ваккас (да будет им доволен Всевышний Аллах) сказал: “Клянусь Всевышним Аллахом сколько бы ты впредь не пил я не буду тебя наказывать за это!”. Абу Михжан ас-сакафий (да будет им доволен Всевышний Аллах) ответил: “Клянусь Всевышним Аллахом я не выпью больше ни капли спиртного!”, и после этой клятвы Абу Михжан ас-сакафий (да будет им доволен Всевышний Аллах) не испил ни капли спиртного”.
Заметим, что ни Умар ибн аль-Хаттаб, ни Са‘д ибн аби аль-Ваккас, ни другие сподвижники Посланника Всевышнего Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) не сочли Абу Михжана ас-сакафиййа (да будет ими всеми доволен Всевышний Аллах) неверным.
Умар ибн аль-Хаттаб (да будет им доволен Всевышний Аллах) рассказал, что во время жизни Посланника Всевышнего Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) был мужчина по имени Абдуллах и люди называли его ослом, он очень смешил Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) и Посланник Аллаха побил его подобающим битьём за употребление спиртного.
И в один из дней того привели пьяным и Посланник Аллаха приказал и его отхлестали. И один из людей сказал: да падёт на тебя гнев Всевышнего Аллаха! Нет никого, кого бы больше тебя приводили сюда, и Посланник Всевышнего Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) сказал:
“Не проклинай его,  клянусь Аллахом я знаю, что он истинно любит Аллаха и Его Посланника”. (Бухари)
 
Надо заметить, что посланник Всевышнего Аллаха запретил проклинать Абдуллаха, когда тот был в пьяном состоянии, а употребление спиртного является одним из самых больших грехов, ведь именно за ним следуют прелюбодеяние и убийство.
Шейхуль-Ислам Ибн Теймийа сказал: “Обвинение в неверии может различаться в зависимости от состояния конкретного лица, ибо не всякий совершивший ошибку, невежда или заблудший, является неверным, фасиком или даже просто грешником”.
(“Минхадж ас-Сунна ан-Набавийа”, т. 5, стр. 250).
 И это есть важнейшее правило в этом сложном вопросе.
 
2). Намерение совершить неверие.
Никто не становится неверным, пока он не совершить неверие преднамеренно.
Следует обратить всё внимание на слово «намеренно», поистине это крайне важно! Каждый, кто совершил неверие преднамеренно, несомненно становится неверным. Однако тот, кто произносит слова неверия не преднамеренно, то это может иметь место в нескольких случаях.
1. Если человек произнёс слова неверия охваченный сильным гневом так, что разум его затупился, он не становится неверным поскольку не совладал собой когда произносил эти слова.
2. Если человек произнёс слова неверия переполненным радостью не понимая о чём говорит.
Доказательство тому прекрасный рассказ Посланника Всевышнего Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) о человеке, который отправился в путешествие в пустыне и остановился со своей верблюдицей, на которой были его еда и питьё, в опасном месте. Он укрылся в тени дерева, положил голову и заснул под ним. Когда он проснулся, то увидел, что его верблюдица ушла. Он начал искать её: подошёл к одному холму, поднялся на него, но ничего не увидел, затем подошёл к другому холму, осмотрелся и тоже ничего не увидел. Он шёл, пока жара и жажда не уморили его. Тогда он сказал: “Я возвращаюсь туда, где был, и буду спать, пока не умру”. Он пришёл к дереву и лёг спать в его тени, отчаявшись найти свою верблюдицу. Он лежал, и когда вдруг он поднял голову, то увидел, что его верблюдица стоит рядом, волоча поводья, а на ней — его провизия, еда и питьё. Он схватил её за поводья и сказал: “О мой Аллах! Ты — мой раб, а я — твой Господь”. Так, как человек этот произнёс слова неверия из-за сильной радости, не понимая о чём говорит, Всевышний Аллах, Свят Он и Могуч, не счёл его из тех, кто не уверовал в Него, Свят Он и Могуч”.
 
3. Если человек принуждён совершить неверие, то он также не становится неверным.
Всевышний Аллах в Своём наичистейшем писании Коран говорит:
“Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения”. (Сура “Пчёлы”, аят 106)
Мусульманин, засвидетельствовавший, что нет никого достойного поклонения кроме одного Аллаха и что Мухьаммад Его раб и посланник, не становится неверным, если он был  принуждён совершить неверие языком или в делах. Однако есть изречение (хадис) Посланника Всевышнего Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) о человеке с мухой, который гласит, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) как-то сказал:
“Из-за одной мухи один человек вошёл в рай, а другой — в Огонь”. Люди спросили: “Как это, о посланник Аллаха?”
Он ответил: “Как-то два человека проездом попали в племя язычников, с идолом, мимо которого никому не разрешали пройти, пока он не принесёт ему что-нибудь в жертву. Идолопоклонники сказали одному из путников: “Принеси что-нибудь в жертву!” Он ответил: “Но у меня нет ничего, что я мог бы пожертвовать”. Они сказали: “Ну тогда принеси в жертву хотя бы муху!” Когда он пожертвовал идолу муху, ему было позволено продолжить путь, а затем он попал в Огонь. Затем идолопоклонники сказали другому путнику: “Принеси что-нибудь в жертву!” На это он ответил: “Кроме Аллаха, Всемогущ Он и Велик, я никому и ничему не делаю жертвоприношений!” Ему отрубили голову, и он попал в рай”. (“аз-Зухд” имам Ахмад, стр. 15)
В этом изречении Посланника Всевышнего Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) говорится о шариате (законодательстве) пророков до Мухьаммада (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха). В исламе же дело обстоит иначе, что подчёркивает следующее изречение (хадис) Посланника Всевышнего Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха), который сказал: “Поистине, Аллах простил для меня моей общине то, что мусульмане совершают по ошибке, по забывчивости и то, к чему они принуждены”. (Ахмад, ибн-Маджих, аль-Хаким) Об этом упомянул шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин.
3). Шейх Мухаммад ибн Салих сказал: “Третье условие состоит в том, что для обвинения в неверии, мы должны твёрдо знать, что совершённое человеком является неверием, о чём свидетельствует шариат, и тогда тот, кто совершил его, заслуживает обвинения в неверии. Если же мы не убеждены в том, что это является неверием, или сомневаемся в этом, то не имеем права считать человека неверным, ибо каждый человек считается мусульманином, пока не доказано обратное. Если мы знаем, что подобное деяние является неверием, но сомневаемся в положении человека, совершившего его, ибо не знаем, можно ли оправдать его поступок неправильным пониманием и неведением или нет, то мы также не считаем его неверным”.
 
3). Обвинение в неверии мусульман
 
Всевышний Аллах в Своём наичистейшем писании Коран говорит:
“Нет несправедливее того, кто измышляет на Аллаха ложь!” (Сура “Пещера”, аят 15)
Ведь несомненно то, что человек, называя мусульманина неверным, берётся говорить от имени Всевышнего Аллаха и тем самым измышляет на Него ложь Свят Он и Могуч.
Посланник Всевышнего Аллаха сказал: “Среди сынов Израилевых было двое братьев, один из которых совершал грехи, а второй усердно поклонялся Аллаху. Постоянно видя, как другой грешит, он говорил ему: “Прекрати!” Однажды он вновь застал его, когда тот совершал грех, и сказал: “Прекрати!” Тот ответил: “Оставь меня с моим Господом! Разве ты послан наблюдать за мной?” Он же сказал: “Клянусь Аллахом, Аллах не простит тебя”. Когда же их души покинули их тела, и были они собраны пред Господом миров, Аллах сказал тому из них, кто усердствовал в поклонении: “Знал ли ты обо Мне? Или же ты обладал Моим могуществом?” А затем Он сказал грешнику: “Ступай и войди в рай по милости Моей”, — и повелел о другом: “Отведите его в Огонь!””.
Абу Хурайра сказал об этом человеке: “Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, он произнёс одно слово, которое погубило как его мирскую,
так и будущую жизни”. (Абу Давуд; хороший хадис).
 
Мы должны всегда помнить о следующем изречении (хадис) Посланника Всевышнего Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха), который сказал: “Придёт время, когда люди не будут знать ни о намазе, ни о посте, ни о хадже, ни о малом паломничестве, кроме стариков и старух. Они скажут:
“Мы застали своих отцов, а они говорили: “Нет никого достойного поклонения, кроме одного Аллаха”. Хузейфа ибн аль-Йамана спросили: “Им ведь не принесут пользы произносимые ими слова “Нет никого достойного поклонения, кроме одного Аллаха?” Он ответил: “Они спасут их от Огня!” (ибн-Маджих, аль-Хаким)
Посланник Всевышнего Аллаха так же рассказывал о человеке, который перед смертью сказал:
“Когда я умру, то сожгите моё тело, превратите его в прах и рассейте по морю, ибо, клянусь Аллахом, если Аллах сможет воскресить меня, то Он
накажет меня так, как не наказывал никого из миров”.
Пророк сказал (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха): “С ним сделали это, и Аллах воскресил его, и спросил его: “Что заставило тебя поступить так?”
Он ответил: “Страх пред Тобой”. И Аллах простил его”. (Бухари, Муслим)
Свят и Могуч Всевышний Аллах! Он простил раба, который усомнился в Его могуществе, а это самый большой грех!
Но так, как раб Его сделал это из-за своей невежественности, и потому Аллах смилостивился над ним.
К сожалению в наши дни обвинение мусульман в неверии широко распространено основываясь на следующем аяте священного Корана:
“Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими” (сура “Трапеза”, аят 44)
 
Абдуллах ибн Аббас (да будет им доволен Всевышний Аллах) сказал: “тот, кто отверг принятие решений в соответствии с тем, что ниспослал Всевышний Аллах совершил неверие, а кто признал ниспосланное Всевышним Аллахом, но не стал принимать решения в соответствии с ним совершил нечестие”.
И на этом изречении Посланника Всевышнего Аллаха  (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха):
“Поношение мусульманина является нечестием, а война с ним есть неверие” (Бухари, Муслим)
 
Забывая о том что Всевышний Аллах, Свят Он и Могуч, в Своём наичистейшем писании говорит:
“Если две группы из верующих сошлись в войне, то помирите их” (сура “Комнаты”, аят 9)
и говорит Он это несомненно зная что война несёт смерть. Ведь известно, что война невозможна без убийств. Посланник Всевышнего Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) так же сказал:
“Поистине, в людях есть два качества являющиеся неверием: поношения рода и крики плача над усопшим” (Муслим)
То есть поношения рода и крики плача над усопшим есть деяния из неверия, но они никак не выводят мусульманина из общины Мухьаммада (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха).
Учёные Ислама говорят: “Само деяние может являться неверием, но оно не выводит человека из Ислама, до тех пор пока человек не разрешит запретное, но если он совершит какой либо грех, но при этом не придавая Всевышнему Аллаху сотоварища его никак нельзя обвинить в неверии.”
Смута обвинения в неверии изначально произошла от одного мусульманского течения сегодня именуемым:  как хавариджи (хариджиты). Они же обвиняют мусульман в неверии и утверждают, что мусульмане будут вечно гореть в огне ада за совершённые ими грехи. О появлении этого заблудшего течения нас предупреждал Посланника Всевышнего Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха), который сказал:
“В моей общине появятся люди, которые будут молиться так, что вы сочтёте свою молитву жалкой по сравнению с их. Они будут читать Коран, но он не будет проникать дальше их глоток. Они выйдут из религии подобно тому, как стрела пронзает дичь…” (Муслим)
Посланник Всевышнего Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) так же сказал:
“Если вы встретите их, то убивайте их, ибо убивший их найдёт в День воскресения вознаграждение у Аллаха” (Муслим, Ахмад, ат-Тирмизий, ибн-Маджих)
Шейхуль-Ислам Ибн Теймийа упоминал о том, как имам Ахмад относился к заблудшим мусульманам. Он сказал:
“Некоторые из правителей утверждали то, что говорили джахамиты, считали Коран сотворённым, считали, что никто не сможет увидеть Аллаха в будущей жизни. Они проповедовали это среди людей, подвергали их мучениям, наказывали тех, кто не отвечал на их призыв, обвиняли в неверии тех, кто не следовал за ними. Схватив пленного, они не отпускали его, пока он не признавал их убеждения в том, что Коран сотворён, и пр. Они назначали своими наместниками только тех, кто признавал это, и только таким людям оказывали помощь из средств закята. Тем не менее, имам Ахмад молил Аллаха смилостивиться над ними и простить их, так как он знал, что им ещё не ясно то, что они опровергают Посланника. И хотя они и не отрицали того, с чем он пришёл, они ошибочно толковали это и слепо следовали за теми, кто научил их этому”. (“Маджму‘ аль-Фатава”, т. 3, стр. 229-231)
Брат мой, внемли вышеприведенным аятам священного Корана и словам Посланника Всевышнего Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) ибо не от себя Он (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) говорил, а всё сказанное им ничто иное как откровение Всевышнего Аллаха. И говорит он (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) в своем наипрекраснейшем изречении (хадис): “Мусульманин брат мусульманина” (Муслим)
Ислам основывается на пяти столпах и доказательство тому прекрасные слова Пророка (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха):
“Ислам основан на пяти столпах:
1) Свидетельство, что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха и что Мухьаммад
(мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) посланник Его.
2) Чтение обязательного намаза
3) Выплата обязательного заката
4) Совершение паломничества в Мекку (Хадж)
5) Соблюдение обязательного поста в месяц Рамадан” (Муслим)
И каждый, в ком есть эти пять столпов, несомненно является мусульманином и обвинение его в неверии есть нечестие.
Посланник Всевышнего Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) сказал:
“Мусульманину не разрешается пугать мусульманина” (Абу-Давуд, Ахьмад)
Если не разрешается даже пугать мусульманина, а как же тогда обвинение его в неверии?!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Возможность комментирования заблокирована.