• Сообщается от Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал (смысл): «Тот, в сердце которого нет ничего из Корана, подобен разрушенному дому!». Хадис передал ат-Тирмизи 2913.

Ваhhабиты отрицают неправильно понимают суть тавассуля[1]: взывания или просьбы о помощи

Приведем примеры этого воззрения, отраженные в книгах ваhhабитского автора Мухаммада Ибн Джамиль Зину. В книге, названной автором «СТОЛПЫ ИСЛАМА И ВЕРЫ», на стр. 23 он писал: «…бессмысленно ожидать ответа от мертвых на обращенный к ним призыв, который является тяжелейшим грехом многобожия (язычества)». В другой своей книге, названной «ИСЛАМСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА», на стр. 118 он пишет: «Что же касается обращения к покойнику с просьбой о поддержке и помощи, даже если это могила Пророка или святого, то она является проявлением величайшего многобожия».

Опровержение. Мухаммад Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаб и его последователи необоснованно считают тавассуль действием, не совместимым с Исламом. Это связано с непониманием ими истинного смысла некоторых Аятов из Священного Кор`ана, в которых содержится осуждение язычников. Мухаммад Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаб, однако, направлял их в адрес… мусульман!
 
Вот  некоторые из этих Аятов. Сура «Аль-Ахкоф», Аят 5:
 
﴾وَمَنْ أَضَلُّ مِمَّن يَدْعُو مِن دُونِ اللهِ مَن لا يَسْتَجِيبُ لَهُ إِلَى يَومِ الْقِيَامَةِ وَهُمْ عَن دُعَائِهِمْ غَافِلُونَ﴿
“Находится в заблуждении тот, кто поклоняется помимо Аллаhа тем, кто ответит ему до Судного Дня и его поклонения напрасны”
 
В другом Аяте (Сура «Юнус», Аят 106) сказано:
 
﴿وَلاَ تَدْعُ مِن دُونِ اللهِ مَا لاَ يَنفَعُكَ وَلاَ يَضُرُّكَ فَإِن فَعَلْتَ فَإِنَّكَ إِذًا مِّنَ الظَّالِمِينَ﴾
«Не поклоняйся помимо Аллаhа тому, что не поможет тебе и не навредит».
 
И подобных Аятов много. Ваhhабиты толкуют такие Аяты, приравнивая поклонение язычников идолам взыванию мусульманами к Пророкам и святым людям.
 
· В комментарии книги основоположника ваhhабизма Мухаммада Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаба называют язычниками тех, кто обращается к Аллаhу ради праведных людей, «подкрепляя» это ссылкой на «авторитет» Ибн Каййима, одного из учеников лжеученого Ибн Таймии[2].
 
· В комментарии книги Мухаммада Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаба написано, что можно просить помощь только у живого человека в его присутствии и лишь ту помощь, которую они могут оказать. Также написано, что нельзя этого делать в отношении умерших, мотивируя данное утверждение тем, что они не ощущают того, что происходит на земле и по мнению автора не в состоянии принести пользу или причинить вред. В этом комментарии написано также: «Просить ходатайства у Посланника Аллаhа, то есть просить Пророка воззвать к Аллаhу с определенной мольбой, было разрешено при его жизни и это относится не только к Пророку»[3].
 
· Последователи Мухаммада Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаба запрещают произносить сллова: «О, Мухаммад!», «О, ‘Абдуль-Кадир!» и подобные этим слова. Таким образом они запрещают взывать к Пророку и к святым людям.
 
В ответ на эти воззрения мусульманские ученые установили, что вывод Мухаммада Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаба, обвинившего мусульман в язычестве, ошибочен. Все мусульманские ученые едины во мнении, что мусульмане не обожествляли ни Пророков, ни святых людей и не придавали Аллаhу соучастников. Они убеждены в том, что все Пророки и святые – рабы Аллаhа и созданы Им и никто из них не достоин поклонения.
 
Верующие убеждены в том, что Аллаh – Один-Единственный Создатель, что Он создал и добро, и зло. Только Он достоин поклонения и никто не создает действия кроме Аллаhа. В это убеждение входит также то, что Пророки ничего не создают и не властны ни над добром, ни над злом. В этом наша вера.
 
Язычники же считали, что идолы достойны поклонения, обожествляя их, а это является ширком (язычеством). А когда они говорили, что обращаются к идолам якобы «для того, чтобы те приблизили их к Аллаhу», то не было искренности в их словах, а произносили они их в качестве оправдания.
 
Передал Аль-Бухарий от ‘Абдуллаhа Ибн ‘Умара, да благословит их Аллаh, что Пророк Мухаммад, мир Ему, описывая хариджитов (одно из первых со времен Пророка Мухаммада, мир Ему, сектантских течений[4]), подтверждал, что Аяты из Кор`ана, адресованные кяфирам, они направляют в адрес мусульман.
 
В другой передаче от Ибн ‘Умара Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
 
أخوف ما أخاف على أمتي رجل يتأول القرءان يضعه في غير موضعه
 
“Одно из самых больших моих переживаний за свою умму (общину) касается того, что появятся такие люди, которые будут по-своему (не так, как передано в нашей религии) толковать Кор`ан и использовать искаженные толкования Аятов для подтверждения своих умозаключений”
 
Эта и предыдущая передача Хадиса распространяются на хариджитов и ваххабитов.
 
В доказательство того, что тавассуль разрешен в Исламе, мы приведем Аят из Кор`ана (Сура «Ан-Ниса`», Аят 64):
 
﴿وَلَوْ أَنَّهُمْ إِذ ظَّلَمُواْ أَنفُسَهُمْ جَآؤُوكَ فَاسْتَغْفَرُواْ اللهَ وَاسْتَغْفَرَ لَهُمُ الرَّسُولُ لَوَجَدُواْ اللّهَ تَوَّابًا رَّحِيمًا﴾
«Если бы верующие, совершив грехи, пришли к тебе[5] и попросили бы прощения у Аллаhа и Пророк просил бы прощения для них, то Аллаh простил бы их».
 
Кто посетил могилу Пророка Мухаммада, мир Ему, и просил прощения ради Пророка, того Аллаh обещал простить, а Аллаh не меняет Своих Обещаний.
 
А также, если бы тавассуль, зиярат (посещение могил) и другие обряды, которые совершают верующие, были бы ширком (язычеством), то они не исходили бы от Пророка Мухаммада, мир Ему, Его сподвижников, а также мусульман последующих времен: саляфитов и халяфитов. В правдивом Хадисе от Пророка Мухаммада, мир Ему, передано следующее ду‘а:
 
اللهم إني أسألك بحق السائلين عليك
 
«О, Аллаh, я прошу Тебя ради тех, которые просят у Тебя», т.е. ради почетных людей.
 
И нет сомнения в том, что это обращение – тавассуль. Пророк Мухаммад, мир Ему, научил этому ду‘а своих сподвижников и советовал им его читать.
 
Передано в правдивом Хадисе, что к Пророку подошел слепой и попросил Его прочитать ду‘а, чтобы Аллаh вернул ему (слепому) зрение. Пророк Мухаммад, мир Ему, ответил слепому: «Сделай таhарат (ритуальное омовение.) и читай Намаз в два рака‘ата с последующим чтением такого ду‘а»:
 
اللهم إني أسألك وأتوجه إليك بنبيك محمد، يا محمد إني أتوجه بك إلى ربي
في حاجته لتقضى لي
 
«О, Аллаh, я прошу Тебя через Твоего Пророка Мухаммада, мир Ему, – Пророка милости. О, Мухаммад! Я обращаюсь через тебя к Аллаhу. О, Аллаh! Прими мою просьбу ради Твоего Пророка».
 
После чтения этого ду‘а Аллаh даровал слепому зрение.
 
Известен тавассуль, когда один из почтеннейших сподвижников Пророка ‘Умар прочитал ду`а о ниспослания дождя ради дяди Пророка Аль-‘Аббаса. Он просил Аллаhа следующим образом: «О, Аллаh! Пошли нам дождь ради дяди Твоего Пророка». После этого по повелению Аллаhа был ниспослан дождь.
 
Существуют также другие Хадисы, подтверждающие вышесказанное и нет необходимости их все перечислять.
 
Ду‘а из Хадиса, в котором упоминается слепой человек, использовали сахаба (сподвижники Пророка) и саляфиты уже после смерти Пророка Мухаммада, мир Ему. В нем есть слова: «О, Мухаммад!». Это является призывом при тавассуле. Тот, кто следует по пути сахабов, может найти множество примеров такого призыва.
 
Один из сподвижников Пророка, мир Ему, Биляль Ибн Аль-Харис, подойдя к могиле Пророка, мир Ему, воззвал к Пророку: «О, Посланник Аллаhа! Прочти ду‘а о ниспослании дождя для твоей общины».
 
А вот какой призыв, переданный Пророком Мухаммадом, мир Ему, рекомендован при посещении могил: «Мир вам, о жители могил! Вы – прошедшие, а мы следуем за вами».
 
Передали Имамы Ас-Суютый и Ан-Нававий по достоверной цепочке от Имама Аль-Утбий (учитель Имама Аш-Шафи‘ий), что однажды один бедуин пришел на могилу Пророка Мухаммада, мир Ему, и после приветствия Пророка обратился к Нему с такими словами: «О, Посланник Аллаhа! я услышал Аят из Кор`ана[6]:
 
﴾وَلَوْ أَنَّهُمْ إِذ ظَّلَمُواْ أَنفُسَهُمْ جَآؤُوكَ فَاسْتَغْفَرُواْ اللهَ وَاسْتَغْفَرَ لَهُمُ الرَّسُولُ لَوَجَدُواْ اللّهَ تَوَّابًا رَّحِيمًا﴿
и вот я перед тобой прошу Аллаhа, чтобы Он простил мои грехи». И после этого он обратился к Пророку, восхваляя Его стихами:
 
 
 
فَطَابَ مِنْ طِيبهِنَّ القَاعُ وَالأَكَمُ
يَا خَيْرَ مَنْ دُفِنَتْ فِي التُرْبِ أَعْظُمُهُ
 
فِيهِ العفَافُ وفِيهِ الجُودُ والكَرَمُ
نَفْسِي الفِدَاءُ لِقَبْرٍ أَنْتَ سَاكِنُهُ
 
عِنْدَ الصّراطِ إِذا مَا زَلّتِ القَدَمُ
أَنْتَ الشَّفِيعُ الذي تُرْجى شَفَاعتُهُ
 
مِنّي السَّلامُ عَلَيْكُمُ مَا جَرى القَلَمُ
وَصاحبَاكَ لا أَنْساهُمَا أَبَدًا
  
О, наилучший из похороненных в этой земле!
Благодаря Вам земля вокруг Вас стала благословенной.
Я готов пожертвовать собой, чтобы сохранить Вашу могилу от вреда.
 
В этой могиле – щедрость и доброта.
 
Вы – любимый нами, и мы храним в душе надежду на Ваше заступничество у Сырата (Моста), которое поможет нам не упасть с него.
 
И я никогда не забуду сподвижников Ваших, похороненных рядом с Вами, всегда посылая Вам Салям.
 
 После чтения этих слов бедуин ушел, а находившийся рядом Аль-‘Утбий, который был свидетелем этого обращения, заснул. Во сне ему приснился Пророк Мухаммад, мир Ему, который сказал:
 
«О, Утбий! Иди вслед за этим человеком и сообщи ему, что Аллаh простил его».
 
Эти стихи были записаны на столбах у могилы Пророка Мухаммада, мир Ему, они сохранились по сей день. Все, кто посещают могилу Пророка, мир Ему, могут увидеть и прочесть их. Теологи Ислама подтвердили достоверность этой истории и передают ее из поколения в поколение.
 
Современник и учитель Мухаммада Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаба благочестивый теолог шейх Мухаммад Ибн Сулейман, автор книги «Комментарии к объяснениям Ибн Хаджар», выступал против течения, основанного его отступившим учеником. В письме к Ибн ‘Абд Аль-Ваhhабу ученый написал: «О, Мухаммад Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаб! Я советую тебе, ради Аллаhа, чтобы ты держал язык за зубами и не осквернял мусульман. Если ты слышал от кого-нибудь мнение, что действие происходит от призываемого при тавассуле помимо Воли Аллаhа, то разъясни ему истину. Расскажи ему о том, что все действия происходят по Воле Аллаhа, а если он настаивает на своем мнении, то назови кяфиром (неверующим) лишь его, но ты не имеешь права всех мусульман называть кяфирами, ведь ты сам отклонился от верного пути, пути большинства. Правильным будет назвать кяфиром того, кто отклонился от пути большинства, потому что он не идет по пути верующих».
 
Доказательство этому имеется в Кор`ане (Сура «Ан-Ниса`», Аят 115):
 
﴾وَمَن يُشَاقِقِ الرَّسُولَ مِن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ الْهُدَى وَيَتَّبِعْ غَيْرَ سَبِيلِ الْمُؤْمِنِينَ نُوَلِّهِ مَا تَوَلَّى وَنُصْلِهِ جَهَنَّمَ وَسَاءتْ مَصِيرًا﴿
«А кто отказывается от Посланника Аллаhа после того, как стал ему ясен Истинный путь и не следует по пути верующих, тот будет обращен к тому, к чему он сам обратился и попадет в Ад».
 
В конце своего письма Мухаммад Ибн Сулейман написал, что волк нападает на барана, отбившегося от стада.
 
Разрешенность зова, обращенного к кому-либо или к чему-либо, кроме Аллаhа, к отсутствующим, к мертвым людям и даже к неодушевленным предметам, объясняется во многих Хадисах, примеры чему мы приводим ниже.
 
В одном из Хадисов Пророка Мухаммада, мир Ему, сказано:
 
إن لله ملائكة في الأرض سوى الحفظة يكتبون ما يسقط من ورق الشجر فإذا أصاب أحدكم عرجة بأرض فلاة فليناد أعينوا عباد الله .رواه الطبراني
 
«Если потерялось у кого-либо верховое животное в открытом поле, пусть он скажет: «О, рабы Аллаhа, остановите его!», так как у Аллаhа есть рабы (Ангелы), которые ответят ему».
 
Этот Хадис передал Ат-Табараний.
 
Однажды ночью во время путешествия Пророк Мухаммад, мир Ему, остановился и сказал, обратившись к земле: «О, земля! Мой Бог и твой Бог – Аллаh».
 
Когда Пророк, мир Ему, посетил кладбище, то сказал такие слова: «Мир вам, о жители могил!»
 
При чтении «Ат-Тахийята» в Намазе каждый мусульманин обращается к Пророку с приветствием: «Мир тебе, о Посланник Аллаhа!».
 
Все это подтверждает, что в зове и тавассуле нет ничего предосудительного, за исключением случая, когда взывающий думает, что тот, к кому он обращается, что-либо создает. Раз взывающий к Пророку мусульманин убежден, что всякое действие создает только Аллаh и никто кроме Него, то в его обращении к Пророку или к святому нет ничего запретного.
 
Также, если человек относит какое-либо действие не к Аллаhу, а к созданному, то это не повредит вере мусульманина, поскольку он убежден, что создает только Аллаh. А раз он уверен, что все создает Аллаh, то его слова нужно понимать в переносном смысле. Как, например, если кто говорит: «Этот врач вылечил меня». Хотя лечение дает только Аллаh; или говорит: «Святой помог мне», даже если он мертвый; или говорит: «Это блюдо насытило меня», или «вода утолила мою жажду». Все эти слова понимаются в переносном смысле. Вера (Исламское мировоззрение) мусульманина подтверждает правильность его убеждений. И нет причины называть кяфиром кого-либо из мусульман, употребляющих эти и им подобные выражения.
 
То, что было здесь перечислено, достаточно для того, чтобы опровергнуть убеждения Мухаммада Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаба.
 
 
 
Недавно изданная книга турецкого автора Абдулазиза Байындыра, названная им «Взгляд на сектантство в свете Корана»[7] – пример ваhhабитской литературы. Полемезируя с людьми, называющими себя мюридами (последователями Тариката[8]), автор книги отрицает тавассуль и Тарикат

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Возможность комментирования заблокирована.