• Сообщается от Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал (смысл): «Тот, в сердце которого нет ничего из Корана, подобен разрушенному дому!». Хадис передал ат-Тирмизи 2913.

Веротерпимость…

Отношение Ислама к представителям других религий или веротерпимость Ислама является одной из важнейших тем современности. Особенно она актуальна для России, где совместно проживают народы, исповедующие различные религии.

Религия является системой божественных принципов, которые призывают людей творить добро по собственному волеизъявлению. Среди религиозных принципов всегда можно найти такие основы, которые гарантируют человеку как духовное, так и материальное развитие, а следовательно, создают предпосылки как для земного счастья, так и для счастья в Вечной жизни.

Все небесные религии, предшествующие Исламу, были ниспосланы для определённых народов. Каждая из них по своей сути была национальной или же стала таковой позже. Ислам пришёл как религия для всего человечества, и Пророк Мухаммад (да благословит и приветствует его Аллах), согласно Священному Корану, является Посланником, направленным не только ко всему человечеству, но и к обитателям всех миров.

Ислам – это религия единобожия, которая в области мировоззрения, взглядов на жизнь и в социальной системе вменяет людям в обязанность поддерживать единство, братство, равенство каждого человека в основных правах, а также категорически отвергает размежевания между людьми по языковому, конфессиональному, расовому и семейно-родовому признакам.

Ислам, который привёл к одному знаменателю национальные религии, призывает всех людей жить вместе, свободно, под одним сводом законов. Ислам запретил любое проявление эгоизма, дикости, деспотизма, несправедливости и, по большому счёту, искоренил их.

Ислам, не проводя политических и социальных, моральных и материальных, конфессиональных, расовых и классовых разделений, объявил о том, что все люди являются достойными уважения, и определил человеку место выше всех остальных живых существ.

Благодаря высокому уважению, которым Ислам удостоил человека, мусульмане на протяжении всей истории несли и продолжают нести справедливость, свободу, веротерпимость и человеколюбие в тех обществах, с которыми они соприкасаются. По Исламу имущество, жизнь и честь другого человека, будь то даже неверный, являются неприкосновенными. Даже при наличии военного положения запрещено прикасаться к тем, кто непосредственно не участвует в военных действиях: женщинам, старикам и детям. Нельзя также ущемлять, попирать права индивидуума, даже если это и идёт на пользу всему обществу. Права отдельной личности также почитаемы и возвышенны, как и права всех людей вместе взятых.

Веротерпимость Ислама, как мы отмечали неоднократно, вынуждены признавать даже исследователи-немусульмане. В частности, швейцарский востоковед Адам Мец (1869–1917 гг.) пишет: «Наличие огромной массы иноверных составляет основное различие между мусульманской империей и средневековой Европой, полностью находящейся под сенью христианства…», «…жизнь покровительствуемых (т. е. христиан и иудеев. – С. Н.) была равноценна перед лицом закона с жизнью мусульманина», «…наиболее доходные места были заняты христианами и иудеями, сидевшими на них плотно и крепко». Говоря о веротерпимости в Арабском Халифате, Адам Мец отмечает, что она «…некая неизвестная в средневековой Европе».

Действительно, наглядным доказательством толерантности и проявления уважения к религиозным убеждениям других верований является сама история. Законодательной базой, регулирующей эти отношения, является Коран и Сунна Пророка (да благословит и приветствует его Аллах). Так, в первом договоре, заключённом с немусульманами Неджрана, который является для каждого мусульманина наглядным и ярким примером для подражания вплоть до Судного Дня, говорилось:

«Защита Аллаха и заступничество Пророка Мухаммада (да благословит и приветствует его Аллах) для народа Неджрана и находящихся в округе являются правом этих людей, а также это распространяется на их имущество, жизнь, сферу религиозных отношений и практику, на присутствующих из них и отсутствующих, на их семьи, молельни и их владения – большие или малые. Ни один епископ не будет принудительно отправлен за пределы служебного места, ни один священник не будет выселен за пределы церкви, где он совершает службу, ни один монах не может быть принуждён покинуть монастырь, в котором он живёт… Они не будут притеснять и чинить несправедливость и не будут притеснёнными. Никто из них не будет нести ответственность за преступление или правонарушение, совершённое другим».

Известно, с какой пунктуальностью и ответственностью сподвижники Пророка реализовали его незыблемые установки веротерпимости даже в те исторические времена, когда они находились в состоянии войны. Так, например, первый халиф мусульман Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), отправляя войско в Сирию под руководством Усама, напутствовал ему строго следовать заветам Пророка (да благословить и приветствует его Аллах). В частности, он сказал: «Не изменяйте данному слову, не чините бесправия, не грабьте имущество, не уродуйте тела (погибших на войне врагов); не убивайте детей, стариков, женщин. Не уничтожайте финиковые сады. А также не трогайте фруктовые деревья. Не убивайте овец, крупнорогатый скот и верблюдов, если только не хотите употребить их в пищу. По дороге вы можете встретить людей, уединившихся в молельнях, не трогайте их и не мешайте им совершать поклонение…».

А вот другой пример, подтверждающий миролюбивое и толерантное отношение Ислама к представителям других верований. Известно, что немусульмане в лице мусульман находили надёжных защитников своих интересов. «Ни один христианин не обязан выступать с мусульманским войском ни против врага, ни для охраны границ; военные дела не должны касаться покровительствуемых, а мусульмане должны их защищать и оберегать», – говорится в договоре, изданном Пророком (мир ему и благословение Аллаха) о христианах.

Не раз даже язычники искали и находили покровительство и защиту у мусульман. В Священном Коране сказано: «Если кто-то из язычников придёт и попросит покровительства, ты будь его покровителем до тех пор, пока он услышит послание Аллаха. А если же не уверует, ты не принуждай его и сопроводи в безопасное для него место».

И в последующем представители различных конфессий жили на земле Ислама в мире и согласии, правители мусульман предоставляли иноверцам самые благоприятные возможности для сохранения их религиозной, языковой и этнической самобытности. Пожалуй, самым ярким примером такого мирного сосуществования может служить Османская империя. Семисотлетнее господство империи на большей части Малой Азии и Ближнего Востока и многих стран Европы было возможным лишь благодаря уважению и терпимости ко всем многонациональным этническим и религиозным группам, входившим в состав империи. Мусульмане несли подданным добро и мир, терпимость и уважение.

Здесь уместно также привести исторические факты периода Кавказской войны, имевшие место в Имамате Шамиля. Известный историк Р. Магомедов пишет, что Абдурахман, зять Шамиля, оставил сведения о пребывании беглых и пленных солдат в Имамате. «Беглых русских солдат и офицеров, казаков у Шамиля было очень много, и он очень ценил их. Для пленных и перебежчиков вблизи Ведено был построен отдельный посёлок с церковью и костёлом».

«В столице Имамата жили русские, поляки, грузины и множество другого русскоязычного люду. Жили наравне с горцами и при своей вере», – пишет другой писатель-историк Шапи Казиев.

Описывая жизнь Шамиля в Калуге после его пленения, автор удивлённо пишет: «Повидать Шамиля приходили и побывавшие у него в плену солдаты. Они кланялись имаму, а когда их спрашивали, отчего они это делают, отвечали: “Так ведь тем пленным и было хорошо, кто у Шамиля жил или где проезжал он. Забижать нас не приказывал, а чуть, бывало, дойдёт до него жалоба, сейчас же отнимет пленного и возьмёт к себе, да ещё, как ни на есть, и накажет обидчика”».

То, что первый мусульманский халифат, а в последующем Османская империя и другие мусульманские государства строили на принадлежащих им землях с полиэтническим и поликонфессиональным населением справедливые, веротерпимые и гуманистические общества, объяснялось тем, что подобное отношение к людям Всевышний предписал мусульманам в Коране. Именно глубокая богобоязненность и трепетное отношение к повелениям Всемогущего, ниспосланным в Коране, мотивировали поведение Халифа Умара, Салахутдина Аюби, имама Шамиля и ещё многих мусульманских правителей в проявлении благонамеренности, добронравия, толерантности, милосердия, справедливости и цивилизованного отношения ко всем подданным своего государства. Эта модель взаимоотношения власти с полиэтничными подданными государства признана примером даже европейскими политиками и историками.

Толерантность и проявление уважения к религиозным убеждениям, которые наблюдаются сегодня в фактах соседства друг с другом мечети, церкви и синагоги в Дагестане, берут начало из самой сути Ислама и того взаимопонимания, которое проявил Пророк Мухаммад (да благословит и приветствует его Аллах). Если же со временем в некоторых исламских странах или в некоторых регионах России у некоторых лиц мусульманского вероисповедания это понимание исчезло, то это вовсе не связано с Исламом. Будет правильнее искать иные причины, будь то социальные, психологические или же личного характера, прежде всего связанные с незнанием своей религии.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Закладка постоянная ссылка.

Возможность комментирования заблокирована.