• Сообщается от Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал (смысл): «Тот, в сердце которого нет ничего из Корана, подобен разрушенному дому!». Хадис передал ат-Тирмизи 2913.

Фикх

Фикх: определение понятия

Слово «фикх» по-арабски означает «понимание, проницательность, знание» и в большинстве случаев используется, когда речь идет о шариате и об основах веры. Прилагательное «факих» переводится как «знающий, понятливый», а в более узком значении – «знаток основ и установлений шариата». Глагол «факиха» означает «хорошо понять что-либо», а «факуха» – «стать факихом».

Ибн Хаджар аль-’Аскалани, да помилует его Аллах, сказал: «Факуха» говорят в том случае, когда понимание является врожденным свойством человека; «факаха» – когда человек понимает что-либо раньше других, а «факиха» – когда он понял что-либо».

Мусульмане используют слово «фикх» в качестве специального термина в двух значениях:

1. Фикх есть познание шариатских решений, связанных с действиями и словами человека. Под установлением (ахкам – ед. ч. хукм) подразумеваются любые веления и запреты, которым Всевышний Аллах придал силу закона для людей с целью регулирования их частной и общественной жизни. Примером могут служить установления относительно молитвы, обязательного закята, взаимоотношений между людьми, семейных взаимоотношений и т. д.

2. Кроме того, фикхом именуются установления шариата как таковые. Сначала «фикхом» именовалось знание об установлениях шариата, а потом так стали называть сами эти установления. Именно это имелось в виду, когда человек говорил: «Я изучал фикх».

Таким образом фикх определяется как совокупность практических установлений шариата.

Шейх аль-Фаси, да помилует его Аллах, сказал: «Религия представляет собой совокупность установлений, имеющих силу закона, а шариат есть Коран и Сунна. Что же касается фикха, то он является наукой обо всем этом. Очевидно, с самого начала шариат понимался как путь, а фикх – как рассуждение с целью понимания, разъяснения и истолкования шариата. Следовательно, фикх не может являться чем-то отделенным от шариата или находиться вне его, ибо он существует только в силу существования шариата».

Таким образом, фикх и шариат представляют собой две стороны одного и того же явления, что подтверждается многочисленными указаниями Корана и Сунны. Эти указания разъясняют достоинство фикха и показывают, что фикх является наукой, позволяющей постичь установления шариата, связанные с выполнением определенных обязанностей, которые были возложены на нас Всевышним Аллахом через Коран и Сунну Пророка, мир и благословение ему. Всевышний Аллах сказал (смысл): «И не следует всем верующим выступать (в поход). Лучше, если бы выступала часть (людей) из каждой их группы, (а оставшиеся) стремились к постижению религии и увещевали людей, когда те вернутся к ним, чтобы они остерегались (дурного)» (Коран, 9:122).

Под постижением религии подразумевается понимание смысла религиозных установлений, связанных с возложением на людей определенных обязанностей, что и является исламским шариатом.

Сообщается, что Муавийа бин Абу Суфяан, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Пророк, мир и благословение ему, сказал: «Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага. Поистине, я только распределяю, а дарует Аллах. (Помните, что), пока не придет веление Аллаха (День Воскресения), тот, кто будет противостоять (членам) этой общины, никогда не причинит им вреда, если станут они исполнять веления Аллаха» (aль-Бухари, Муслим).

Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «Этот хадис служит указанием на то, что человек, не стремящийся к пониманию религии, иначе говоря, не изучающий основы Ислама и связанные с ними практические вопросы, лишен блага». Абу Я’ла приводит слабую, но верную по смыслу версию хадиса, передаваемого со слов Му’авийи, в которой сообщается, что Пророк, мир ему и благословение, также сказал: «…и Аллах не позаботится о том, кто не стремится к постижению религии».

Все это ясно указывает на превосходство алимов над прочими людьми и на превосходство знания о религии над прочими видами знания».

Сообщается, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Да порадует Аллах человека, который услышит от нас что-либо и передаст это (другому именно) так, как он это услышал, ведь может статься, что тот, кому передадут (что-либо), усвоит (это) лучше слышавшего (сказанное непосредственно)»(Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».)

Сообщается, что во время прощального паломничества Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Присутствующий да известит об этом отсутствующего, ведь может получиться так, что тот, кому передадут (мои слова), усвоит их лучше того, кто слышал их (собственными ушами)» (аль-Бухари).

Передают со слов Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, руководство и знание, с которыми Аллах послал меня (к людям), подобны выпавшему на землю дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много разных растений и травы. (Другая часть) ее была плотной, она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил ее на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать ее для орошения. (Дождь) выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. (Эти части земли) подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его (другим), а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был (направлен) к людям» (аль-Бухари, Муслим).

Аль-Куртуби, да помилует его Аллах, сказал: «Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сравнил религию, которую он принес, с дождем, пролившимся на всех тогда, когда люди нуждались в нем. Таково было положение людей до начала его пророческой миссии, но религиозные науки оживляют мертвое сердце подобно тому, как дождь оживляет мертвую землю. Далее он сравнил тех, кто его слушает, с разными видами земли, на которую падает дождь. Кто-то из них знает, действует и передает знание другим. Такой человек подобен доброй земле, которая не только впитала воду и получила пользу сама, но и дала жизнь растениям, что принесло пользу другим. Другой собирает знание, не используя его или не стремясь понять то, что он собрал, но передает знание другим. Этот человек подобен земле, на которой собирается вода, используемая людьми, и о таких Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Да порадует Аллах человека, который услышал мои слова и передал это (другому именно) так, как услышал». Третьи же слушают то, чему их учат, но не запоминают и не применяют это и не передают знание другим».

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Возможность комментирования заблокирована.