• Сообщается от Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал (смысл): «Тот, в сердце которого нет ничего из Корана, подобен разрушенному дому!». Хадис передал ат-Тирмизи 2913.

Заблуждения Ваххабитов

Во Имя Аллаха Милостивого, для всех на этом свете и только для верующих на Том Свете!

 Хвала Аллаху, который запретил все крайности и который восхвалил умму Пророка Мухаммада (Да Благословит Его Аллах и Приветствует), сказав: «Вы самая лучшая община».

Мир нашему Пророку Мухаммаду( Да Благословит Его Аллах и Приветствует), который завещал придерживаться большинства и не разделяться! А также семье Пророка и Его сподвижникам, которые были золотой серединой для Ислама.
 
 
Ислам – религия, призывающая к умеренности во всех отношениях. Чрезмерность порицается Исламом, потому что она ведет к разложению общества, как было это у других народов, как сказал наш Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует): «Остерегайтесь чрезмерностей в религии …». Некоторые беды, которые мы сегодня испытываем, происходят от чрезмерности и крайности в религии. Да спасет нас Аллах от этого!
Братья по Вере попросили меня написать несколько строк о чрезмерности и крайности, которую в наше время проявляют вахабисты.
И я, отвечая на их просьбу, решил написать про это самым доступным способом для понимания, в виде вопроса и ответа.
1. Вопрос: Кто такие ваххабисты?
Ответ: Это последователи Мухаммада, сына Абдуль-Ваххаба , родившегося в 1111 г. по хиджре и умершего в 1207 г.
Немного о его жизни: он брал уроки у ученых Мекки и Медины.Уже тогда они видели в его рассуждениях заблуждение. Его отец – Абдуль-Ваххаб, сын Сулеймана, считающийся одним из выдающихся ученых своего времени, постоянно порицал его мнение и остерегал людей от его заблуждения.
Его брат Сулейман, сын Абдуль-Ваххаба, отрицал его заблуждения и собрал против него книгу о его заблуждениях. Если выразиться предельно кратко, когда силы Мухаммада сына Абдуль-Ваххаба окрепли, начались смута и разделение, которое, к сожалению, повлекло за собой кровопролитие среди мусульман.
Пророк (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) сказал: «Кто разбудит спящую смуту, того Аллах проклянет!»
 
2. Вопрос: Относятся ли вахабисты к имени Аллаха – Аль-Ваххаб, как они утверждают?
 
Ответ: Нет, не относятся. Это равно тому, если мы называем последователей Имама Шафии «Шафиитами», хотя последователи мазхаба имама Шафии не имеют ничего общего с предком имама Шафии. Также имя вахабист стало названием последователей Мухаммада, сына Абдуль-Ваххаба, хотя они не имеют ничего общего с именем Аллаха, они просто названы по имени его отца Абдуль-Ваххаба.
 
3. Вопрос: Вахабисты считают слово «О, устаз!» приписыванием к Аллаху сотоварищей, то есть ширком, так ли это?
 
Ответ: Если они говорят, что просто слово «О, устаз!» является ширком, несмотря на его значение, то они противоречат канонам Ислама, потому что обращение «О, устаз» имеет несколько смыслов:
1) «О, устаз! Помоги»
2) «О, устаз! Попроси Аллаха о помощи»
Оно может быть истолковано так:
1) Ты в силах помочь нам, как Аллах (Боже упаси иметь такое убеждение). 
2) Ты в силах нам помочь, с позволения Аллаха.
Ислам запрещает приписывать мусульманину ширк, когда он говорит слова, имеющие разные значения, пока не узнаем, что именно он имел ввиду. Это подтверждается словами всех богословов единобожия: «Сказавшего любое слово, имеющее несколько значений ширка и одно значение не ширка, не определяем его кафиром, пока не узнаем, что он именно имел ввиду». А то, что делают вахабисты, вне правил. Если они утверждают, что обращение «О, устаз» является ширком, потому что призывает того, кого не видит, например, далекого, усопшего, в этом они тоже заблуждаются. Потому что Умар, сын Хаттаба (Да Будет Доволен Им Аллах), находясь в Медине и читая проповедь, призвал сподвижника Пророка (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) Сария, находившегося далеко от Медины, сказав: «О, Сария, поднимись на гору». Все остальные асхабы слышали, как Умар (Да Будет Доволен Им Аллах) это говорил и никто из них не сказал, что это ширк. Точно также имеет смысл сказать «О, устаз!» если ты далеко. Другой довод- после смерти Пророка (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) Усман, сын Хунайфа, научил одного человека молитве, где упомянуто слово «О, Мухаммад». Если бы это было ширком, то Усман (Да Будет Доволен Им Аллах) не учил бы его этому. Из этого я утверждаю, что убеждение вахабистов в этом вопросе противоречит канонам Ислама.
Ширком является то , когда призывающий «О, устаз!» приписывает устазу божественность.
Я завершу этот ответ словами имама Алуси: «Если кто-либо призывает о помощи словами «О, устаз»,это не является ширком, потому ,что смысл этих слов «О, устаз, молись за меня». Но мы должны всегда учить себя и других призывать к самому лучшему, всегда и везде прибегать к помощи Аллаха, как этому нас учил Пророк Мухаммад (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) и Шейх Кунта-Хаджи и все остальные наши праведные Авлияи».
 
4. Вопрос: Вахабисты считают чтение мовлида заблуждением. Так ли это?
 
Ответ: Арабское слово «мавлид» имеет два смысла:
1) Словесный – «рождение».
2) Терминологический – собрание мусульман для восхваления Аллаха, описание в стихотворном виде качеств Пророка Мухаммада (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) его рождение и Его жизнедеятельность.
Когда мы говорим «мавлид», то мы имеем в виду его терминологическое значение, а не словесное. Все значения, упомянутые в терминологическом смысле, узаконены Шариатом, как это видно любому мусульманину. Например, спросите у любого здравомыслящего мусульманина о чтении Корана, об описании качеств Пророка (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) все они единогласно ответят, что это благое дело. Всевышний Аллах велел нам не забывать дни, в которых произошли великие события. В Коране сказано: «Упоминай им дни Аллаха». Чтение мавлида, это подобие урока или лекции о жизни Пророка Мухаммада (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) .
А хадис, который приводят вахабисты в качестве довода о запрете восхваления Пророка (Да Благословит Его Аллах и Приветствует), противоречит им же. В хадисе говорится: «Не восхваляйте меня, как восхваляли Пророка Ису (Мир Ему), сына Марьям, а говорите, что я раб Аллаха и Его Пророк». Как восхваляли Ису? Народ восхвалял Его говоря : «сын Божий», т.е. этот хадис запрещает нам восхвалять Пророка нашего, выходя за пределы границ дозволенного и разрешает то, что в рамках дозволенного.
 
5. Вопрос: Вахабисты утверждают, что слово «Тарикат» – это новшество в Исламе. Так ли это?
 
Ответ: Это арабское слово, имеющее два смысла:
1. Словесный – «путь».
2. Терминологический – красивые нравы, сверхбогобоязненность (вараа)
Когда упоминают слово «Тарикат» отдельно, т.е. без упоминания Шариата, имеется ввиду и Шариат, а когда упоминается Шариат отдельно, то имеется ввиду и «Тарикат» т.е. каждый «Тарикат»-Шариат, а каждый «Шариат»-Тарикат, а когда их упоминают вместе, то между ними есть разница: Шариат – это соблюдение дозволенного и воздержание от запрещенного, а «Тарикат» – перенимание красивых нравов, проявление сверхбогобоязненности.
Терминологический смысл «Тариката» узаконен шариатом. Пророк (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) сказал: «Самый полноценный мусульманин из вас, это тот, кто имеет красивые нравы».
Некоторые примеры красивых нравов выдающихся ученых (Да будет доволен ими Аллах):
Имам Малик, когда приходили к нему спросить о хадисе Пророка (Да Благословит Его Аллах и Приветствует), одевал свою самую красивую одежду, садился собранно и скромно ради уважения к Пророку.
Еще он ходил в Медине босиком из уважения к Пророку Myxаммаду (Да Благословит Его Аллах и Приветствует).
Таких примеров очень много и всех их не перечислить.
 
6. Вопрос: Вахабисты утверждают, что придерживаться «вирда» заблуждение. Так ли это?
 
Ответ: Познание чего-либо происходит после того, как постигается смысл его отдельных частей.
Давайте сначала разберем элементарный смысл данного термина.
«Вирд» – это систематическое выполнение благих деяний.
Например, чтение зикра по утрам и вечерам, как сказано в Коране:
«Восхваляйте Аллаха по утрам и вечерам». Также сказано: «После завершения намаза восхваляйте Аллаха».
Из этого мы заключаем, что «вирд» – это постоянное восхваление Аллаха в определенное время и в определенном количестве.
Как мы знаем, Аллах любит тех, кто постоянно придерживается благих деяний.
Пророк (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) сказал: «Самое любимое деяние для Аллаха – это то, которое выполняется постоянно, даже если его немного».
Асхабы Пророка Мухаммада (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) тоже совершали постоянные благодеяния, но в те времена не было такого термина как «вирд», они это называли «хизб». Это слово упомянуто даже в хадисе Пророка (Да Благословит Его Аллах и Приветствует).
 
7. Вопрос: Вахабисты утверждают, что пользоваться четками заблуждение. Так ли это?
 
Ответ: Четки- это средство счета, а не само поклонение. А любое средство имеет разрешение, пока не будет наложен на него запрет. А запрета на четки не передано ни в Коране, ни Хадисе. А наоборот, Асхабы пользовались средствами счета, например, камушками и узлами нитки.
 
8. Вопрос: Вахабисты утверждают, что тасбихи после завершения намаза читать про себя сунна. Так ли это?
 
Ответ: Наоборот, читать тасбихи после намаза вслух- это сунна. Наш довод – это хадис, который передал Имам Бухари: «Ибн Аббас узнавал о завершении намаза Пророка (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) когда слышал громкие голоса тасбиха». Вот их мнение насчет этого хадиса- это было раньше, для изучения своих сподвижников, потом они начали читать про себя, это просто их мнение, без какого-либо доказательства.
 
9. Вопрос: Вахабисты утверждают, что положить усопшего в нишу противоположной нише ближе кибле – заблуждение. Так ли это?
 
Ответ: Максимум, что сказали исламские ученые – класть в ту сторону нежелательно, но если тщательно рассмотреть этот вопрос – обе стороны одинаково правы, потому что нет исчерпывающего доказательства ни в Коране, ни в Сунне, подтверждающего ни одну из этих сторон. Из этого следует – положить усопшего в нишу-это Сунна, как определил нам Пророк: «Ниша нам, а яма им». Но в какой стороне должна быть ниша, не определено Пророком (Да Благословит Его Аллах и Приветствует). А почему тогда ученые сказали, что рекомендуется положить в ближайшую нишу к кибле, а класть в противоположную нишу не желательно? Во-первых, ученые иногда используют слово «рекомендуется», не имея ввиду сунну Пророка (Да Благословит Его Аллах и Приветствует).
Во-вторых, они сказали: «рекомендуется» – если положить усопшего в нишу, ближе к кибле, то в случае падения трупа, он должен лежать лицом вверх.
А то, что они сказали, что нежелательно класть в противоположную сторону, то это потому, чтобы в случае падения трупа, он не лежал лицом вниз, из – за уважения к усопшим.
 
10. Вопрос: Вахабисты утверждают, что вставать старшим запрещено исламом. Так ли это?
 
Ответ: Этот вопрос спорный. Некоторые с этим согласны, а некоторые нет. Самое верное из них- что это разрешено. Когда Саада, сына Мааза, поставили начальником племени Бани Курайза Пророк (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) сказал: «Вставайте своему господину». А также дочь Пророка Мухаммада (Да Благословит Его Аллах и Приветствует), Фатима, вставала своему отцу и Пророк вставал, когда заходила Фатима. А хадис, который приводят вахабисты в качестве довода, что Пророк (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) сказал: «Не вставайте, как встают не арабы».
Во-первых, этот хадис недостоверный, потому что те, кто передал этот хадис неизвестны, и еще, в этом хадисе есть колебания, если даже он был бы достоверным, то толкование его было бы следующим- не стойте, как стоят не арабы, когда их правитель сидит, а не вставайте, когда человек заходит. Другой хадис, который они берут в качестве довода, что Асхабы не вставали, потому что Пророк (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) не любил , чтобы Ему вставали и это не значит, что это запрещено. Сколько вещей Пророк (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) не любил, в то время, когда это было разрешено!
Исламский ученый Ибну Тайми сказал: «Если у народа есть обычай вставать, то рекомендуется вставать».
В завершение скажу: «Если вставать нам разрешается, это не значит, что
нам разрешается желать, чтобы нам вставали». Пророк (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) сказал: «Кто желает, чтобы ему вставали, пусть он уготовит себе место в Аду». Да сохранит нас Аллах от Ада!
 
11. Вопрос: Вахабисты утверждают, что просить ради Пророка Мухаммада (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) или Авляа, заблуждение. Так ли это?
 
Ответ: Вопрос спорный. Есть разрешающие и запрещающие моменты. После тщательного исследования доказательств обеих сторон мы находим, что мнение тех, кто запрещает просить ради Пророка (Да Благословит Его Аллах и Приветствует), не имеют под собой никаких оснований, а довод тех, кто разрешает имеют исчерпывающие доказательства.
После смерти Пророка (Да Благословит Его Аллах и Приветствует), Усман, сын Хунайфа научил одного человека молитве, который нуждался в помощи правителя Усмана, сына Ааффана: «О, Аллах! Прошу у тебя, я взываю к тебе ,ради Пророка Мухаммада, Мир Ему, Пророка милости…».Этот хадис достоверный. Если подумать, то возникает вопрос: « Почему нельзя?». Мы просим у Аллаха ради Пророка (Да Благословит Его Аллах и Приветствует), который называется Пророком Милости, которого Аллах назвал Своим любимцем. Что в этом запретного?! Где довод запрещающий это? Когда человек просит ради Пророка (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) он, в первую очередь, просит ради таких его качеств, как иман, хорошие деяния, богобоязненность и т.д., а не только ради его имени, хотя оно тоже имеет величие. Аллах сказал: «Мы создали людей почетными».
 
12. Вопрос: Вахабисты утверждают, что Пророк (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) сказал, что умма разделится на семьдесят три течения. Так ли это и кто они?
 
Ответ: Да,такой хадис передан нам: «Евреи и христиане разделились на семьдесят одно течение, а моя умма разделится на семьдесят три течения».
Во-первых, в этом хадисе разногласие ученых- одни считают его недостоверным, а другие дали ему степень достоверности. Допустим, что этот хадис достоверный, тогда его смысл был бы следующим- это разделение общины Мухаммада (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) в вероубеждении, а не в правовых нормах, потому что разделение в правовых нормах намного больше. А то, что делают ваххабисты, считая некоторые правовые школы течениями, это противоречит истине.
 
13. Вопрос: Вахабисты говорят, что передавать саваб (вознаграждение) усопшим противоречит Исламу. Так ли это?
 
Ответ: Существует много неоспоримых доказательств, что это не так.
Приведем некоторые из них: Пророк (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) сказал: « Если кто-то умер, оставляя за собой обязательный долг поста, пусть постится за него его родственник ». Другой хадис: «Во время праздника Курбан-Байрам Пророк (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) сделал жертвоприношение за свою умму». Подобных хадисов очень много, и мы не в силах все их перечислить.
То , что они берут в качестве довода слова, сказанные Аллахом: «Человеку не будет ничего кроме того, что он сделал», неправильно, потому что толкование этого аята имеет другой смысл. А именно, человек, если он сделал хорошее, получит хорошее, а если сделал плохое, то получит плохое». А другой довод, который они приводят – что в хадисе сказано: « Когда сын Адама покидает этот мир, прекращаются его деяния, кроме трех вещей…» Смысл этого хадиса, в том, что заканчиваются именно его деяния. Прекращение деяний усопшего не препятствует передаче деяний живого, потому что в хадисе передано, что когда человек хулит на своего брата (будь он живым или мертвым), то его хорошие деяния переходят к брату, а плохие деяния брата к нему.
 
14. Вопрос. Bахабисты утверждают, то что у чеченцев запрещено жениться на двоюродной сестре, а это противоречит Исламу. Так ли это?
 
Ответ: То, что чеченцы не берут в жены двоюродную сестру, не значит, что они запрещают то, что Аллах разрешил, Боже упаси!
Просто у нашего народа до Ислама и после принятия Ислама считалось брать в жены двоюродную сестру неприличным и до сих пор это так. В правовых нормах Шариата есть раздел свидетеля, и в нем сказано, каким должен быть свидетель.
Свидетель должен быть беспристрастным, т.е. он должен придерживаться харам, халал и должен соблюдать доблести своего народа, а человек, который не соблюдает вышеупомянутое, не считается беспристрастным свидетелем, т.е. нельзя его брать в свидетели. Как мы знаем, у каждого народа есть свои доблести и чести, а кто эти доблести и чести не соблюдает, это порицается, и никто не захочет брать этого человека в качестве свидетеля.
Из этого следует, что нам нельзя брать в жены двоюродную сестру, потому, что это из нарушающих доблести (хаваримул-муруа).
Умар (Да Будет Доволен Им Аллах), сын Хаттаба, сказал: «Берите в жены не имеющих родственные узы». Так рекомендует это и современная медицина.
 
15. Вопрос: Посещать могилу Пророка ( Да Благословит Его Аллах и Приветствует) запрещается. Так ли это?
 
Ответ: Единогласным мнением, ученые разрешают само посещение могил, будь то могила Пророков или Авлияов, если даже эти могилы неверующих (как посетил Пророк (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) могилы своих родителей, которые умерли до принятия Ислама). Отправляться туда ради посещения Пророка (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) – это запрещают вахабисты. Они приводят слова Пророка (Да Благословит Его Аллах и Приветствует):«Нельзя отправляться куда-либо ради чего-то, кроме трех мечетей. Мечеть Харам, моей мечети и мечети Аль-Акс». Этот хадис нельзя брать в качестве довода, потому, что у нас явные доказательства, что Пророк (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) разрешил нам посещать кладбище после того, когда это было запретным.
Сам Пророк (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) их посещал. Само слово «зиярат» имеет смысл отправляться с намерением. И как можно без намерения посещать кого-то?! Другой довод- Пророк (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) сказал: «Не делайте мою могилу праздником». Этот хадис разрешает посещать могилу Пророка (Да Благословит Его Аллах и Приветствует), не делая это праздником. Сам достопочтимый Билал (Да Будет Доволен Им Аллах) посетил могилу Пророка (Да Благословит Его Аллах и Приветствует), с намерением посетить его.
Из этого следует, что их утверждение необоснованно на реальных доказательствах, потому что их довод неясный, а довод, который не ясен нельзя, и брать его в качестве доказательства.
 
16. Вопрос: Вахабисты утверждают, что читать Коран на кладбище запрещено. Так ли это?
 
Ответ: Их утверждение неправильно, даже можно назвать абсурдом. Потому, что коранические цитаты и хадисы Пророка (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) указывают нам, что чтение Корана в любом месте разрешено, если нет исключений. Этот довод называется всеобщим (Ам), и кто делает исключение, тот нуждается в особом доводе, чтобы исключить его из всеобщего. Всеобщий довод наш- разрешается чтение Корана на кладбище.
А кто запрещает, пусть приводят нам особые доказательства, которые запрещает чтение Корана на кладбище. Довод, который они приводят, что Пророк (Да Благословит Его Аллах и Приветствует) сказал: «Читайте Коран, не делайте свои дома кладбищами». Имеется ввиду, не делайте ваши дома подобно усопшим, которые лежат безмолвно, а не имеется ввиду, что чтение на кладбище харам. Ученый мазхаба Имам Шафии сказал: «Хорошо бы прочесть усопшему сурат Ясин, но лучше весь Коран».
 
Завершаю эти строки завещанием. Оставляйте споры в спорных вопросах. Любой неправильный спор, ключ к разногласию, а «разногласие – это зло»,- как сказал Ибн Масуд (Да Будет Доволен Им Аллах) . Живите в единстве, уважайте друг друга и будьте богобоязненны.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Возможность комментирования заблокирована.