• Сообщается от Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал (смысл): «Тот, в сердце которого нет ничего из Корана, подобен разрушенному дому!». Хадис передал ат-Тирмизи 2913.

Закят – третий столп Ислама

 Значение закята для общества и мудрость, заключённая в нём

Вся хвала Аллаху, Господу миров, благословение и приветствие Посланнику Аллаха Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем, кто следует по их праведному пути до наступления Судного дня. Аминь!

Поистине, Всевышний Аллах объединил всех мусульман в одну умму и объявил их братьями по вере. Это самое великое благо для верующих, за что следует постоянно благодарить Всевышнего Аллаха. В Коране говорится:

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ

Смысл: «Поистине, верующие – это братья». (Коран, № 49:10)

В достоверном хадисе, приведённом имамом Муслимом, говорится :

 

عَنْ عُقَيْلٍ عَنِ الزُّهْرِىِّ عَنْ سَالِمٍ عَنْ أَبِيهِ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- قَالَ: الْمُسْلِمُ أَخُو الْمُسْلِمِ لاَ يَظْلِمُهُ وَلاَ يُسْلِمُهُ مَنْ كَانَ فِى حَاجَةِ أَخِيهِ كَانَ اللَّهُ فِى حَاجَتِهِ وَمَنْ فَرَّجَ عَنْ مُسْلِمٍ كُرْبَةً فَرَّجَ اللَّهُ عَنْهُ بِهَا كُرْبَةً مِنْ كُرَبِ يَوْمِ الْقِيَامَةِ وَمَنْ سَتَرَ مُسْلِمًا سَتَرَهُ اللَّهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ .

«Мусульманин мусульманину – брат, он не притесняет и не предаёт его. Тому, кто поможет своему брату в нужде его, Аллах поможет в его собственной нужде. Того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Судного дня, а кто скроет недостатки мусульманина, Аллах скроет его недостатки в Судный день».

Братство по вере намного сильнее и крепче, чем кровное братство. Ведь кровное братство ограничено этим светом, а братство по вере существует как на этом свете, так и на том. Кровное братство мы приобретаем через родителей, а братство по вере – через Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение). Именно поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

عن أبي هريرة قال : قال رسول الله صلى الله عليه و سلم ” إنما أنا لكم بمنزلة الوالد 

«Я для вас – что отец для детей».

В другом хадисе говорится:

من لم يهتم بأمر المسلمين فليس منهم

«Кого не волнуют проблемы мусульман, тот не из них».

Этот высокочтимый хадис призывает мусульман сплотиться, не оставаться равнодушными к боли, страданиям, проблемам друг друга. И если мусульмане не ведут себя таким образом, значит, вера их несовершенна.

Всевышний Аллах объявил мусульман братьями и возложил на них обязательство поддержки друг друга, а третий столп Ислама, т. е. выплата закята, является практическим выражением милосердия, помощи и сочувствия мусульман друг другу, на необходимость которых нам указал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в известном хадисе:

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم مثل المؤمنين في توادهم وتراحمهم وتعاطفهم، مثل الجسد. إذا اشتكى منه عضو، تداعى له سائر الجسد بالسهر والحمى

«Верующие в их любви друг к другу, в милосердии и заботе друг о друге похожи на тело: когда заболит в нём орган, откликается ему на это остальное тело бессонницей и жаром».

Слово «закят» в переводе с арабского означает «очищение», «умножение», «благодать» (баракат), «чистота». Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Ты бери из их имущества милостыню, которая очистит их от грехов, т. е. выплата закята будет для них причиной очищения от грехов, а также увеличения благодати в имуществе». (Коран, 9:103)

С точки зрения Ислама имущество человека – это достояние Аллаха. Священный Коран гласит:

وَآتُوهُم مِّن مَّالِ اللَّهِ الَّذِي آتَاكُمْ

Смысл: «…И давайте им из имущества Аллаха, которым Он вас наделил…». (Коран, 24:33)

Ислам установил права бедных и слабых на часть имущества богатых. По этому поводу в Коране сказано:

وَفِي أَمْوَالِهِمْ حَقٌّ لِّلسَّائِلِ وَالْمَحْرُومِ 

Смысл: «И в достоянии их есть доля для просящего, а также неимущего, который не просит подаяния, скрывая свою бедность». (Коран, 51:19)

Ислам заложил важную основу для осуществления социальной справедливости среди людей. Если мы посмотрим, каким образом распределяется закят и каким категориям людей он предназначен по Шариату, то мы увидим, что мудрость повеления выплаты закята заключается в том, чтобы в обществе не было нуждающихся.

Во многих аятах Священного Корана говорится о поощрении расходования имущества ради Аллаха и об увеличении благ тех, кто расходует из того, чем их наделил Аллах.

Всевышний Аллах говорит:

وَمَا أَنفَقْتُم مِّن نَّفَقَةٍ أَوْ نَذَرْتُم مِّن نَّذْرٍ فَإِنَّ اللّهَ يَعْلَمُهُ وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنصَارٍ

Смысл: «И что бы вы ни расходовали на пути Аллаха, будь это обязательный закят, желательная милостыня или обет (назру), поистине Всевышний Аллах знает об этом и вознаградит вас за это. А тем нечестивцам, которые не выплачивают закят, или не исполняют обет, или расходуют имущество на греховное, – нет им помощников, которые могли бы отвергать от них суровое наказание Аллаха». (Коран, 2:270)

Всевышний Аллах одарил людей имуществом, и они должны правильно пользоваться им и расходовать его, как об этом сказано в Коране:

آمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَأَنفِقُوا مِمَّا جَعَلَكُم مُّسْتَخْلَفِينَ فِيهِ فَالَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَأَنفَقُوا لَهُمْ أَجْرٌ كَبِيرٌ

Смысл: «Уверуйте в Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение, и расходуйте на пути Аллаха имущество, в котором Он сделал вас наследниками тех, кто был до вас. И Он сделает наследниками этого имущества тех, кто будет жить после вас». (Коран, 57:7)

Расходование из самого лучшего имущества является признаком крепости веры мусульманина. Всевышний Аллах призывает мусульман поступать именно таким образом:

لَن تَنَالُواْ الْبِرَّ حَتَّى تُنفِقُواْ مِمَّا تُحِبُّونَ وَمَا تُنفِقُواْ مِن شَيْءٍ فَإِنَّ اللّهَ بِهِ عَلِيمٌ

Смысл: «Вы не достигнете добра, т. е. не получите награду в Раю, пока не будете расходовать из самого дорогого для вас имущества». (Коран, 3:92)

Также в Коране сказано:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَنفِقُواْ مِن طَيِّبَاتِ مَا كَسَبْتُمْ وَمِمَّا أَخْرَجْنَا لَكُم مِّنَ الأَرْضِ وَلاَ تَيَمَّمُواْ الْخَبِيثَ مِنْهُ تُنفِقُونَ وَلَسْتُم بِآخِذِيهِ إِلاَّ أَن تُغْمِضُواْ فِيهِ

Смысл: «О те, которые уверовали, выплачивайте в качестве закята лучшее из того, что вы заработали, и из благ, которые Мы вывели для вас из земли (т. е. из плодов и растений), и не намеревайтесь выплачивать плохое, которое бы вы сами не взяли, кроме как с пренебрежением и зажмурив глаза». (Коран, 2:267)

В выплате закята кроются блага обоих миров. Что касается блага в этом мире – Всевышний Аллах сохранит имущество, покроет благодатью и увеличит его количество. Вот как об этом сказал Пророк (мир ему и благословение): «Вы стерегите своё имущество, выплачивая закят, излечивайте ваших больных, отдавая милостыню, встречайте волны бед мольбами и взываниями к Аллаху». А в будущей жизни такого человека ждёт великая награда, как об этом сказал Всевышний Аллах:

إِنَّ هَـذَا الْقُرْآنَ يِهْدِي لِلَّتِي هِيَ أَقْوَمُ وَيُبَشِّرُ الْمُؤْمِنِينَ الَّذِينَ يَعْمَلُونَ الصَّالِحَاتِ أَنَّ لَهُمْ أَجْراً كَبِيراً

Смысл: «Воистину, Коран ведёт наиболее справедливым и правильным путём и возвещает верующим, которые совершают благие деяния, весть о том, что им уготована великая награда». (Коран, 17:9)

Выплата закята отдаляет человека от скупости и алчности, укрепляет узы братства и взаимной любви между людьми и способствует освобождению их от злобы и зависти друг к другу, ибо, когда бедный видит, что богатый отдаёт ему долю от своего имущества, то он желает ему добра, увеличения его имущества и благодати в нём. Таким образом, когда мусульманин выплачивает из своего имущества установленную Шариатом часть и отдаёт её своим братьям и сёстрам по вере, находящимся в нужде, – в обществе устанавливается социальная справедливость. Это становится основой обеспечения мира, справедливости, братства и любви среди рабов Аллаха.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Возможность комментирования заблокирована.