• Сообщается от Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал (смысл): «Тот, в сердце которого нет ничего из Корана, подобен разрушенному дому!». Хадис передал ат-Тирмизи 2913.

Жертвоприношение за новорожденного (‘акика)

С именем Аллаhа, Милостивого и Милосердного ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим — на том. Безграничная хвала Всевышнему Аллаhу, мир и благословение Аллаhа нашему любимому господину Посланнику, его семье, сподвижникам и тем, кто следует за ними.

Ассаламу алайкум ва рахматуЛлаhи ва баракатуhу дорогие мусульмане! Многие семьянины в современном мире знают лишь понаслышке, что после рождения ребенка режут животное как принято по обычаю или же, как религиозный обряд. Однако не все, к сожалению, не знают нюансы религиозного обряда жертвоприношения по факту рождения ребенка, а также, что между обрядами жертвоприношения праздничного Курбана и по случаю рождения ребенка (‘акика) существуют определенные различия. Сегодня, иншааЛлаh, мы в данной статье постараемся вкратце довести до сведения читателей, что из себя представляет ‘акика, то есть, жертвоприношение по случаю рождения ребенка.

‘Акика – это жертвоприношение, которое совершается когда рождается ребенок, и ему бреют голову. Но бритье головы не обязательно должно совпадать с обрядом ‘акика (жертвоприношения). Хотя совмещение бритья головы и ‘акика предпочтительнее.

По мнению трех имамов мазхаба [аш-Шафии, Малика, и Ахмада (да смилуется над ними Аллаh)] ‘акика является настоятельной Сунной (Сунна муаккада). То есть такой Сунной, которую крайне желательно выполнять, если есть на это возможность. А по мазхабу имама Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллаh) принесение в жертву ‘акика не является Сунной, это дозволенное (мубах) действие.1

Доказательством в пользу дозволенности ‘акика является хадис Пророка Мухаммада (да благословит его Аллаh и приветствует), в котором говорится: «За новорожденного следует совершить жертвоприношение»2 (Аль-Бухари).

Сам Посланник Аллаhа (да благословите его Аллаh и приветствует) принес в жертву ‘акика по одному барану за своих внуков Хасана и Хусейна (да будет доволен ими Аллаh).3 (Абу Дауд №2841).

Можно задать вопросом, в чем заключается мудрость жертвоприношения (‘акики)? Мудрость заключается в том, что в любом указании нашей религии, в данном случае в сунне, есть польза для людей. Перечислим пользы от ‘акики:

  1. Это проявление благодарности Всевышнему за то, что Он даровал нам ребенка и облегчил его рождение. Аллаh преумножает блага проявляющим благодарность.
  2. Это – объявление людям о том, что в данной семье и роду родился ребенок, чтобы люди знали род и семью этого ребенка.
  3. Это – воспитание в человеке щедрости и очищение его сердца от скупости и жадности. А о том, что щедрые и чистые люди бывают счастливыми, говорится в Коране.
  4. Это – вселение радости в сердца членов семьи, родственников и бедных людей, когда собирая их за столом для угощения, способствуют усилению любви и взаимоуважения между ними.

Жертвоприношение можно совершить сразу после рождения ребенка. Но самое предпочтительное время для ‘акика – это седьмой день после рождения ребенка.4 Если не получится на седьмой день, то на четырнадцатый день, если и так не получится, то на 21 день и так далее через каждую неделю до достижения ребенком совершеннолетия.5

Если жертвоприношение за ребенка не было совершено до его совершеннолетия, то после достижения совершеннолетия ему желательно совершить ‘акика за себя самому. Это разрешается и желательно сделать до конца жизни.6

Как мы уже выше упомянули ‘акика совершается только за новорожденного. Даже если ребенок погибнет при родах или позже, желательно совершить ‘акика. Также, если родится мертвый ребенок, но, будучи в животе матери он был живой, то и за такого ребенка совершается ‘акика. Если же ребенок не был живым, т.е. плод не подавал признаков жизни, то за такого ребенка не совершается ‘акика и ему не дают имя. Всевышний Аллаh знает лучше.7 

За мальчика желательно принести в жертву двух баранов.8 Если есть возможность, желательно принести в жертву двух баранов-однолеток, у которых годы одинаковы. Если принести в жертву одного барана, то и это будет достаточным для выполнения Cунны. За девочку желательно принести в жертву одного барана. Желательно совершить жертвоприношение за каждого новорожденного ребенка. Если родится двойня, то режут двух баранов.

Для совершения ‘акика пригодны такие же животные, которые пригодны для жертвоприношения Курбан: верблюды, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот. Тому, у кого нет возможности сделать это, следуя мнению Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллаh), можно принести в жертву курицу, петуха, утку, индюка, гуся, но имеющему возможность следует принести в жертву упомянутых ранее животных.9 Качества животных, которые приносятся в жертву как ‘акика должны соответствовать требованиям жертвоприношениям Курбан. Животное не пригодное для жертвоприношения в качестве Курбана, не пригодно и для ‘акика. Имам Малик (да смилуется над ним Аллаh) говорил: “Поистине, ‘акика по положению подобна праздничному (‘Ид аль адха) жертвоприношению!”.10 

Подобно тому, как верблюда и крупный рогатый скот разрешается приносить в жертву в качестве Курбана за семерых, этих животных также разрешается приносить в жертву за семерых и в качестве ‘акика.

Намерение для ‘акика следует делать следующим образом: «Я намереваюсь принести это животное в жертву в качестве ‘акика за моего сына (за дочь, за себя) ради Аллаhа».

Вознаграждение за жертвоприношение, также как и за любое благое деяние, можно посвятить всей мусульманской общине (умме) живым и покойным.11 

Жертвоприношение ‘акика совершает отец ребенка, а если его нет, то его отец (дедушка), если и его нет, то его отец (прадедушка). То есть, ‘акика следует совершить тому, кто по Шариату обязан содержать ребенка. Жертвоприношение отец должен совершить со своего имущества. К примеру, если у ребенка есть имущество (полученное по наследству, по завещанию, в подарок и т.д.), не разрешается совершить ‘акика с имущества этого ребенка, также как не разрешается совершить жертвоприношение Курбан. Если же у отца или его отца (дедушки) нет возможности совершить ‘акика, то это делает мать ребенка (если у нее есть возможность).12 

Отец, дедушка, мать считаются имеющими возможность совершить ‘акика, если в течение 60 дней после рождения ребенка (до окончания послеродовых выделений матери) у них есть достаточно средств на суточное пропитание и сверх того на покупку жертвенного животного. Если в этом промежутке у них не было такой возможности, то они считаются не имеющими возможности на жертвоприношение, и Шариат не требует (призывает) от них совершения жертвоприношения. Если в период этого времени у них была возможность, и они не совершили жертвоприношения, то они должны совершить его до наступления совершеннолетия ребенка.13 

Если в случае прелюбодеяния родился ребенок, то за этого незаконнорожденного ребенка должна совершить жертвоприношение мать, потому что в соответствии с Шариатом у этого ребенка нет отца. Не следует обнародовать то, что этот ребенок рожден от прелюбодеяния, по возможности, подобное необходимо держать в тайне.14

Ранее было упомянуто, что ‘акика является настоятельной Cунной Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует), и также был разъяснен смысл, мудрость и польза совершения ‘акика. То, что ‘акика является настоятельной Cунной, видно из этого достоверного хадиса Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует): «Ребенок находится под ручательством ‘акика».15  Смысл хадиса заключается в том, что если не совершить за этого ребенка ‘акика, то этот ребенок не будет расти должным образом, поправляться, и не будет защищенным. Имам Ахмад (да смилуется над ним Аллаh), растолковал этот хадис так: ребенок, за которого не было совершено жертвоприношение, не сможет заступаться, то есть, если этот ребенок умрет маленьким, он не будет иметь право заступаться за своих родителей. Также, если ребенок повзрослеет, станет хорошим человеком и умрет после совершеннолетия, он будет также иметь право заступаться за своих родителей, которые не совершили за него жертвоприношение.16 Но если после совершеннолетия ребенок сам за себя совершит жертвоприношение, то он сможет заступаться за своих родителей.

Желательно совершить ‘акика на седьмой день после рождения ребенка. Если ребенок родится ближе к вечеру, то и этот день считается одним из семи дней. Если ребенок родится ночью, то начиная с утра этого дня надо отсчитать семь дней. Самое предпочтительное время жертвоприношения – при восходе солнца. При совершении жертвоприношения ‘акика желательно сказать:17 

…بسم الله والله أكبر،أللهم هذا منك وإليك، أللهم هذا عقيقة

«БисмиЛлаhи ваЛлаhу акбар. Аллаhумма hаза минка ва илайка. Аллаhумма hаза гIакъикъату…(имя)».

Смысл: «О, Аллаh, это жертвоприношение ради Тебя. О, Аллаh, оно приносится в жертву за…(и назвать имя ребенка [например, Абдуллаh ибн Адам, т.е., Абдуллаh сын Адама])».

Из мелкого рогатого скота самым предпочтительным является самый дорогой по цене белый, красивый, упитанный баран, у которого большие рога, то есть, такой же, как и для Курбана. Мясо этого животного желательно сварить и раздать бедным нуждающимся людям, по возможности желательно не ломать кости, этого животного с намерением, чтобы у этого ребенка также не ломались кости, и чтобы он вырос здоровым.18 Но если кости этого животного сломает употребляющий мясо или тот, кому его дали, то в этом нет нежелательности. Некоторые ученые говорят, что ломать кости животного ‘акика не является нежелательным и поэтому разрешается ломать кости, если разделывание или употребление мяса животного не обходится без поломки костей.19 При приготовлении мяса этого животного желательно добавить сладость с намерением, чтобы у ребенка характер стал хорошим.

Правую заднюю ляжку этого животного в сыром виде желательно дать акушерке, принимавшей роды этого ребенка, поскольку есть хадис от Абу Давуда, что Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал дочери Фатиме (да будет доволен ею Аллаh): «Отправьте женщине, принимавшей роды, ногу жертвенного животного. Ешьте (это мясо) и кормите (им) других, и не ломайте кости этого животного».

Предпочтительно, сварив мясо, сделать из него суп и отправить бедным нуждающимся людям, чем приглашать в гости на угощение.20 Разрешается давать мясо животного ‘акика богатым людям и богатые люди вправе поступать с этим мясом как угодно, могут сами употреблять, могут продать и т.д. Если был дан обет (сделан назру) принести в жертву ‘акика, то необходимо раздать все мясо, и обязательно хотя бы малую часть мяса отдать в сыром виде.21 

Почти во всех решениях ‘акика схож с Курбаном.22 Но есть некоторые моменты, где между ними есть разница:23 

  1. Богатому человеку разрешается продать мясо жертвенного животного ‘акика, которое он получил (а мясо Курбана не разрешается).
  2. Мясо жертвенного животного ‘акика желательно раздать в сваренном виде.
  3. Желательно дать заднюю правую ляжку этого животного в сыром виде акушерке.
  4. Одну часть мяса животного ‘акика, которое было принесено в жертву по обету, следует дать в сыром виде, остальное раздать в сваренном виде.
  5. По возможности желательно не ломать кости жертвенного животного ‘акика.

В данной статье очень важно отметить, что после совершения жертвоприношения ‘акика, желательно (Cунна) побрить голову ребенка и раздать бедным людям золото24  или серебро равное весу этих волос.25 Сообщается, что когда родился аль-Хасан, внук Пророка (мир ему и благословение Аллаhа), он сказал своей дочери Фатиме (да будет доволен ею Аллаh)«Побрей его голову, и дай в качестве подаяния серебро, вес которого равен весу его волос». (Имам Ахмад, 6/390; ат-Тирмизи, №1519, аль-Байхаки, 9/304).

Да поможет нам Всевышний Аллаh следовать Шариату. Амин!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Закладка постоянная ссылка.

Возможность комментирования заблокирована.